Департамент транспорта Москвы открывает парковки без парковщиков

Департамент транспорта Москвы открывает парковки без парковщиков — с оплатой через паркомат, в интернете или по SMS. Принцип реформы — пользоваться автомобилем в городе должно стать дорого и неудобно. К концу 2013 года платной станет стоянка повсюду в пределах Бульварного кольца, в 2015-м — в пределах Третьего транспортного. Сами авторы реформы признают, что система не будет эффективной, пока в Москве не появится качественный общественный транспорт.
 

"Ты, собака, обеспечь не менее 500 мест"
3 сентября в институте "Стрелка" на "Красном Октябре" выступил участник экспертного жюри конкурса проектов Большой Москвы Вукан Вучик — один из самых цитируемых мировых специалистов по транспортным проблемам. В лекции "Городской транспорт: как Москве избежать ошибок западных городов?" говорилось и о том, какими в современном мегаполисе должны быть парковки: "Нужно сделать машины менее привлекательными для людей: сделать парковку дорогой и ограничить ее в центре".

Руководитель московского департамента транспорта Максим Ликсутов, представляя гостя "Стрелки" аудитории, назвал работы Вучика чем-то вроде Библии для команды департамента. Забавно, что первым же вопросом — зачем Москва оборудует столько новых парковок, если по науке их надо просто ликвидировать? — один из слушателей это утверждение поставил под сомнение. Профессор Вучик сказал, что вообще-то "от разговоров о сотнях тысяч парковочных мест его бросает в дрожь", потому что "это провоцирует людей к покупке автомобилей, что увеличивает пробки". Максим Ликсутов уточнил, что общее число парковок в центре (почти 350 тыс.) увеличено не будет: если где-то откроют новые, в другом месте закроют старые.

Присутствовавший на лекции директор Института транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин, при Сергее Собянине ставший одним из самых авторитетных гуру новой транспортной политики города (при Юрии Лужкове он был ее самым убедительным критиком), предлагает делать поправку на российские реалии. В США и Европе, объясняет эксперт, до определенного времени господствовал следующий подход: "Город, разрешая девелоперу что-то построить, говорил: ты, собака, обеспечь мне не меньше 500 парковочных мест, иначе не будет разрешения". Сейчас, наоборот, чтобы не приманивать в центр города автомобилистов, власти вовсе запрещают оборудовать новые объекты паркингами или жестко ограничивают число машино-мест.

"Вучек часто обращается к нашей общей с ним любимой книжке — "The High Cost of Free Parking" Дональда Шупа: дешевая парковка (а в российских городах она не то что дешевая — бесплатная) для мегаполиса — чушь собачья,— продолжает собеседник "Денег".— Ограниченный ресурс, не имеющий цены, всегда будет дефицитен. Но что касается вопроса строительства новых парковок, нам об этом думать рано: у нас нет даже скромного, необходимого минимума. Если, конечно, не считать парковками места, где мы сейчас бросаем машины".
 

Парковки мечты
1 ноября можно будет посмотреть, как, по мнению городских властей, должна выглядеть идеальная парковка: откроется пилотный проект на Петровке и в Каретном Ряду. В этот день парковка в этой зоне станет платной — пока попробуют брать 50 руб. в час. Со следующего года платной станет вся парковочная сеть Бульварного кольца, в 2014 году придет очередь Садового, в 2015-м — Третьего транспортного.

В конце августа в пилотной зоне на Петровке и в Каретном Ряду к уже имевшимся там 453 парковочным местам добавили еще 256 — за счет территории, на которой до этого действовали знаки "Стоянка запрещена" (то есть тротуар не пострадал). На прошлой неделе стало известно, какие улицы на очереди: Большая и Малая Дмитровки, Неглинная, Кузнецкий Мост, Цветной бульвар, а также прилегающие к ним улицы и переулки.

По оценке департамента транспорта, сейчас в Центральном административном округе столицы почти 350 тыс. машино-мест, "включая места на проезжей части, капитальные паркинги, места во дворах, отдельные гаражи и ракушки, а также плоскостные парковки". Общее количество машино-мест предполагается сохранить. То есть до 2016 года в пределах Бульварного кольца все-таки планируется сократить 35 тыс. парковочных мест, размещенных в улично-дорожной сети, но, как объяснили "Деньгам" в департаменте транспорта, "речь идет не о ликвидации, а о замещении парковок на улично-дорожной сети внеуличными паркингами для увеличения пропускной способности транспорта". Капитальные парковки в центре город уже строит. Скоро две первые подземные парковки должны появиться, например, на Арбате и в районе Тверской улицы.

В Мосгордуме ко второму чтению готовятся поправки в столичный КоАП: за парковку без оплаты придется заплатить штраф в размере 2,5 тыс. руб., за оставленную на парковке машину без номеров — 5 тыс. За эвакуацию тоже нужно будет платить (3 тыс. руб.), за хранение машины на штрафстоянке — тоже (стоимость этой услуги еще обсуждается).

Сейчас эвакуацией в основном занимается Городская служба перемещения транспортных средств (ГСПТС), в распоряжении которой более 100 эвакуаторов. В ближайшее время их количество планируется увеличить до 350.

Система паркоматов, сайт parking.mos.ru и приложения для мобильных устройств объединят городские парковки в сеть под названием "Московское парковочное пространство". За оплату, контроль чекинов и чекаутов, работу сайта parking.mos.ru и поддержку горячей линии (8-495-539-22-99) отвечает департамент информационных технологий правительства Москвы.

Главное желание реформаторов — сделать так, чтобы парковщик в оранжевом жилете навсегда остался персонажем из прошлого. В автоматизированной системе — оплата только через терминал (наличными или банковской картой) и с мобильного телефона (при помощи специального приложения или по SMS). Фиксация нарушений — задача мобильных комплексов "Паркон". Сейчас ими оборудованы десять автомобилей, которые курсируют по 68 маршрутам. С апреля 2012 года штрафы за неправильную парковку получили более 30 тыс. автовладельцев. В департаменте транспорта "Деньгам" сообщили, что в ближайшее время на дополнительные 100 маршрутов выйдут еще 100 автомобилей, их оборудуют более совершенными комплексами "ПаркРайт", которые отправляют информацию о нарушителях в режиме реального времени.

Уже доступны lite-версии парковочных приложений для iOS и Android. Пока это только карта с отмеченными на ней парковками. К 1 ноября, когда стартует пилотный проект на Петровке и в Каретном Ряду, в приложениях должна появиться возможность оплаты парковки одним кликом. В департаменте информтехнологий "Деньгам" рассказали: использовать можно будет любые платежные инструменты — банковские карты, электронную валюту, деньги со счетов мобильных операторов или виртуальные кошельки вроде QIWI.

Альтернативный (паркоматам и специальному приложению) вариант оплаты — SMS и USSD-запросы. В этом случае, конечно, одним кликом не обойтись. Сначала на короткий номер — 7757 — вы отправляете сообщение с указанием парковки, на которой находитесь, и номера вашего автомобиля. В ответ получаете SMS с текстом "Парковка начата". Чтобы завершить стоянку, нужно будет на тот же номер отправить букву S. Чтобы заплатить — сообщение с указанием суммы (технически этим вы пополните счет в "Московском парковочном пространстве", привязанный к номеру вашего автомобиля). По USSD все работает так же, только еще менее удобно. Абоненты корпоративных тарифных планов, на счетах которых нет собственных денег, тоже смогут всем этим пользоваться — просто писать сообщения им придется не на короткий номер, а на обычный (8-910-019-77-57).

Тариф 50 руб. в час за парковку в центре не окончательный, ценообразование будет зависеть от результатов работы пилотной зоны. Задача — нащупать такую стоимость парковки, чтобы из десяти мест всегда одно было свободное.
 

Штраф и пряник
Представители тех, кому изменения адресованы, например Федерация автовладельцев России или "Общество синих ведерок", утверждают, что автовладельцы готовы к платным парковкам в центре Москвы. Правда, мало кто из них верит, что чиновники с этой задачей справятся. "В пределах Садового кольца парковка должна быть платной. Это очевидно, как и то, что дворы должны быть огорожены шлагбаумами, иначе местные жители получат под окнами нагромождение офисных тачек, владельцы которых не хотят платить,— рассуждает Петр Шкуматов, координатор "Общества синих ведерок", известный в ЖЖ и Twitter под ником petunder.— Места в центре для всех не хватит. Пускай парковка будет платной. Но она должна быть организована нормально, а не так, как нам обещают,— автоматически. Это работать не будет".

Петр Шкуматов пророчит властям испорченные паркоматы, заклеенные стикерами номера и прочие напасти. В то, что нарушителей удастся запугать угрозой эвакуации на штрафстоянку, он не особенно верит. "Ну отловят сто машин в день, ну — тысячу,— размышляет собеседник "Денег".— Это будет восприниматься как налог. Как это произошло со штрафами ГИБДД. Нарушаешь, нарушаешь, потом бац — гаишник поймал. Человек говорит: "Не повезло". И опять едет нарушать".

Решение, по мнению координатора "Синих ведерок", не в автоматизации, а в том, чтобы отдать парковки бизнесу. "То количество жуликов, которое всегда было среди людей в оранжевых жилетах,— это из-за отсутствия нормативно-правовой базы,— уверен Шкуматов.— Было непонятно, кому мы и сколько должны были платить, какую ответственность нес парковщик. Но если подойти к делу нормально, вместо жуликов будут вежливые, улыбчивые парковщики".

Примерно в таком же ключе высказывается президент Федерации автовладельцев России Сергей Канаев, который на прошлой неделе собирался направить департаменту транспорта предложения, разработанные его организацией. Как и его коллега из "Синих ведерок", он категорически недоволен предложенной ценой: 50 руб.— это как в Западной Европе, в Москве за час нужно брать 20 руб. Еще он настаивает на том, что принципы тарификации в разных частях города должны быть разными: "Я бы сделал так. Три зоны: в красной вообще нельзя парковаться — там дежурят эвакуаторы. А еще лучше блокираторы на колеса использовать. В желтой зоне — за парковку нужно платить круглосуточно, в зеленой — только днем (например, с 8 утра до 18:30). Создание зон — это приучение к порядку. Нужно сначала порядок навести, а когда все привыкнут, уже и цена потеряет значение — можно будет ее повысить".

Михаил Блинкин предлагает радоваться уже тому, что с парковками хоть что-то происходит. "В Москве и тем более в других российских городах упорядоченного парковочного пространства до сих пор вообще не было,— говорит он.— К пилотному проекту нужно относиться рационально. Наверняка выплывут подводные камни, но он для того и нужен, чтобы пробовать. То же и с ценой. Ее надо нащупать. Нет задачи содрать деньги с автомобилистов. Есть задача упорядочить транспортное поведение. Сейчас оно ужасное. Можно приехать в центр и бросить машину. Потратился на бензин — дальше все бесплатно. Даже качественный общественный транспорт тут альтернативой не выступит".

В принципе и сам Вукан Вучик во время выступления в "Стрелке" закончил свои размышления о московских парковках похожим образом: "Хорошо еще, что ваш департамент транспорта рассматривает разные виды парковок — уличные, в капитальных сооружениях, дворовые, коммерческие и т. д. Какие-то закрыть, другие построить или расширить, третьи — сделать платными. Только системная политика позволит решить задачу".

Департамент транспорта ожидает заметного улучшения дорожной ситуации лишь после организации парковочного пространства в пределах Третьего транспортного кольца в 2015 году, так как "это позволит сократить поток личного автотранспорта, ежедневно въезжающего в пределы ТТК: когда часть автомобилистов пересядет на общественный транспорт, на дорогах станет свободнее".

Системная транспортная политика — это кнут и пряник. Репрессии в отношении автомобилистов в виде дорогих парковок или, например, платных городских дорог должны сопровождаться развитием общественного транспорта. Иначе все будет так, как обещает Петр Шкуматов из "Синих ведерок". Нельзя сказать, что городские власти ничего не делают в этом направлении. Продолжаются эксперименты с выделенными полосами для автобусов и троллейбусов. Вот-вот потратят 9 млрд руб. на сотню современных трамваев — "низкопольных трехсекционных вагонов с кондиционерами и Wi-Fi, каждый из которых может взять одновременно 175-225 человек". Скоро должны появиться удобные проездные документы вроде лондонских Oyster, которые будут принимать во всех видах транспорта. Если все это сложится в систему, москвичи, наверное, примут дорогие парковки. В конце концов, все же пользуются дорогим, но при этом удобным "Аэроэкспрессом", которым Максим Ликсутов занимался до того, как стал чиновником.
 

Стоянка в хорошем районе
Опыт мегаполисов

Вадим Зайцев:
В Лондоне зарегистрировано 2,54 млн легковых автомобилей и насчитывается свыше 220 тыс. машино-мест на муниципальных и 380 тыс. на частных платных парковках. Таким образом, на место приходится в среднем 4,2 автомобиля. В центре города час на парковке стоит в среднем около 255 руб., на окраинах — около 102 руб. При этом сам въезд в центр города платный — примерно 510 руб.

В Нью-Йорке зарегистрировано 1,76 млн пассажирских автомобилей. В платных наземных паркингах имеется 81 тыс. машино-мест, еще свыше 160 тыс. предлагается на подземных стоянках в центральных районах. На одно место приходится около 7,6 машины. На принадлежащих городским властям парковках один час стоит от 32 до 96 руб. В частных многоуровневых паркингах цена за час, как правило, составляет 320-480 руб., но может быть и выше.

В Париже зарегистрировано более 5 млн легковых машин, на которые приходится около 400 тыс. парковочных мест, то есть примерно 12,5 автомобиля на место. На наземных стоянках стоимость часа варьируется от 40 до 120 руб., а в подземных паркингах — от 100 руб. до 800 руб. в зависимости от района.
 

От электрички до такси
Опыт мегаполисов

Вадим Зайцев:
В Париже примерно за 70 руб. можно купить единый билет на одну поездку в метрополитене, электричке в пределах городской тарифной зоны, автобусе, трамвае или фуникулере. Билет на 10 поездок обойдется в 508 руб., а при покупке непосредственно в автобусе или трамвае —76 руб. Аналогичный билет Mobilis, действующий в течение суток, стоит от 256 руб. до 608 руб. в зависимости от выбранных тарифных зон. Минимальная стоимость поездки на такси — 256 руб., счетчик начинает отсчет с 96 руб. и прибавляет от 38 до 59 руб. за км в зависимости от времени и места поездки.

В Лондоне цена билета на метро зависит от маршрута (подземка разбита на тарифные зоны) и времени поездки (в часы пик дороже). Самый дешевый билет стоит около 220 руб. Для электричек и легкого метро проезд в пределах одной зоны начинается от 81 руб. Билет на автобус или трамвай стоит примерно 116 руб., а самый короткий речной пассажирский маршрут — около 167 руб. Дороже всего стоит такси: поездка на расстояние в 1,6 км продолжительностью 6-13 минут в будний день обойдется минимум в 284 руб.

В Нью-Йорке существует единая тарифная сетка для метрополитена (он разбит на зоны) и автобусного транспорта. Стоимость поездки начинается примерно с 80 руб. Билет на автобус-экспресс стоит около 176 руб. Путешествие на пароме вдоль острова Манхэттен обойдется в 256 руб. для самого короткого маршрута. Стоимость проезда по канатной дороге, соединяющей Манхэттен и остров Рузвельта,— 72 руб. При пользовании городским такси счетчик начинает отсчет с 70 руб., добавляя по 16 руб. за каждые 350 м. Существуют надбавки к тарифу за работу в ночные часы и в часы пик, кроме того, пассажир оплачивает все дорожные сборы.

Рубрика: Новости Москва

RSSКомментарии (0)

Trackback URL

Оставить комментарий