Экспедиторы заезжают в гаражи

Опираясь на административный ресурс, малоизвестная компания может стать крупнейшим агентом Московской мэрии по эксплуатации муниципальных парковок.

Столичные автовладельцы, арендующие машино-места в муниципальных паркингах, в панике. По городу расползаются слухи, что некая компания «ТрансЛогистик», ссылаясь на договоренности с мэрией, вытесняет с автостоянок прежние эксплуатирующие организации, занимает их место и пытается значительно повысить цены.

В частности, именно по такому сценарию в феврале развивалась ситуация в Таганском районе. Здесь «ТрансЛогистик» получила в управление сразу 10 гаражных комплексов и тут же попыталась взвинтить стоимость услуг с 3,5 до 6,5 тыс. рублей в месяц. Никаких экономических обоснований новых тарифов жителям предоставлено не было. Соответствующие приложения к договорам между городом и новой управляющей компанией были объявлены коммерческой тайной (что само по себе странно, поскольку речь идет об управлении муниципальным имуществом). Компания «ТрансЛогистик» и городские власти были вынуждены отказаться от повышения цен только под давлением автовладельцев, которые создали сайт в интернете о «захвате гаражей» и провели многолюдный митинг.

Известно, что «ТрансЛогистик» уже получила в управление несколько паркингов на северо-западе и севере Москвы. Например, по информации официального сайта Бескудниковского района, здесь в эксплуатацию компании «ТрансЛогистик» передана тысяча машино-мест на плоскостных и многоэтажных стоянках. Что стоит за такой агрессивной атакой малоизвестной компании на московский гаражный рынок?

Гаражные нелегалы
При Юрии Лужкове гаражи считались одной из самых непрозрачных сфер городского хозяйства. Об этом можно судить хотя бы по схеме предоставления гражданам муниципальных машино-мест в подземных паркингах, размещаемых в составе новостроек. Когда дом строился, граждане обращались в управу района с заявлением о предоставлении машино-места. Решением управы машино-места предоставлялись. После завершения строительства автовладельцы заключали лишь договор на пользование гаражом с ГУПами, занимающимися эксплуатацией гаражных комплексов, и вносили им ежемесячную плату за эксплуатацию. Арендная плата за пользование муниципальным имуществом в цену не входила.

Но дело в том, что городским имуществом распоряжается профильный департамент мэрии, а не управа и тем более не эксплуатирующая организация. Однако никаких договоров аренды департамент имущества Москвы с большинством автомобилистов не заключил. Во-первых, это означает, что люди занимали машино-места полулегально. Во-вторых, ежегодно бюджет города недополучал около 1 млрд рублей в виде арендной платы.

В 2011 году в связи с ликвидацией гаражных ГУПов гражданам было предложено перезаключить договор на частные эксплуатационные компании. Поскольку цены не изменились, то договоры авто­владельцы безропотно переоформили. Мэрия в этот процесс какое-то время не вмешивалась. А затем учредила новое ГУП — Дирекцию по эксплуатации и строительству объектов гаражного назначения. Возглавил ее выходец из девелоперского бизнеса Игорь Кузнецов. Дирекции, которую провозгласили единым оператором парковочного пространства, было передано в хозяйственное ведение около 300 капитальных паркингов и 400 плоскостных парковок — всего порядка 11,5 тыс. машино-мест примерно из 25 тыс. находящихся в городской собственности. Перед ней была поставлена задача развития парковочного пространства, включая строительство механизированных парковок в центре города, в том числе подземных.

Если при Лужкове гаражным хозяйством традиционно заведовал стройкомплекс, то теперь гаражную дирекцию переподчинили департаменту транспорта и Москомстройинвесту (в части строительства новых паркингов).

Не ГУПом единым
Одним из первых шагов дирекции стала замена эксплуатирующих компаний в муниципальных паркингах. По словам Игоря Кузнецова, были проведены некие конкурсные процедуры, на которых были выбраны новые управляющие компании. Стоит заметить, что с 1 января 2012 года ГУПы обязаны проводить закупки товаров, работ, услуг только на открытом аукционе, в обязательном порядке размещая на официальных интернет-сайтах концепцию закупок и информацию о них. Видимо, чтобы избежать этих хлопот, дирекция поспешила провести конкурсы в 2011 году. Сразу несколько гаражных объектов получила компания «ТрансЛогистик». Никакой информации о конкурсах в официальных источниках обнаружить не удалось. «Другие компании знали, что объекты перешли в хозяйственное ведение дирекции. То, что они не смогли участвовать в конкурсах, не мои проблемы», — заявил директор Игорь Кузнецов на встрече с жителями Таганского района. И предупредил, что в случае оспаривания результатов торгов он «повесит замок на гараж» до выявления нового победителя.

Автовладельцы в таком развитии событий не заинтересованы, поэтому обжаловать результаты тендеров уже не спешат, несмотря на большое количество зацепок. Например, договор с гаражной дирекцией со стороны «ТрансЛогистика», почему-то заверен печатью с государственным регистрационным номером компании, не совпадающим с ее же реквизитами, указанными в тексте договора. «Наверное, просто перепутали печати», — пояснил юрист «ТрансЛогистика».

О компании «ТрансЛогистик», ее собственниках и руководителях информации почти нет. На встрече с жителями ее исполнительный директор Станислав Казаков был растерян и скуп на комментарии. Связаться с владельцами компании через центральный офис не удалось. Известно только, что «ТрансЛогистик» прямо или косвенно связан со складским оператором «Северный терминал» — это один из крупнейших провайдеров складских услуг, владеющий логистическим комплексом общей площадью 136 тыс. кв. м на севере Москвы. Компания оказывает логистические услуги, сдает в аренду недвижимость, занимается транспортно-экспедиторским обслуживанием подъездных железнодорожных путей.

Из-за дефицита информации само название компании — «ТрансЛогистик» — породило целую волну домыслов, слухов и сплетен. На форумах в интернете возникли даже недвусмысленные параллели с компанией «Транс Групп АС», основным владельцем которой считается новый глава столичного транспортного департамента миллионер Максим Ликсутов (именно в его подчинении оказалась и гаражная дирекция). В пресс-службе мэрии, в департаменте транспорта запросы «Эксперта» проигнорировали. По словам Кузнецова, «ТрансЛогистик» — это «дочерняя компания более крупной организации с многолетним опытом работы».

Без серости никак
Конечно, со стороны топорные действия чиновников и бизнесменов напоминают если не рейдерский захват, то как минимум передел рынка услуг гаражного хранения. Именно в таком ракурсе обсуждают проблему и многие арендаторы машино-мест. Однако рискнем предположить, что основные фигуранты гаражного скандала преследуют иные, более масштабные и взаимовыгодные цели.

С появлением в Москве нового мэра Сергея Собянина одним из стратегических направлений экономической политики города провозглашено повышение эффективности использования госимущества, которым также является и муниципальное парковочное пространство. Логика всех последних действий властей состоит в том, чтобы перевести гаражное хозяйство на рыночные рельсы и повысить его эффективность с точки зрения расширения парковочных возможностей.

Во-первых, пролоббированы поправки в законодательство о повышении с 1 июля 2012 года штрафов за неправильную парковку в Москве до 3 тыс. рублей. Это почти наверняка подстегнет спрос на машино-места в платных паркингах (в том числе муниципальных), которыми граждане пользуются пока неохотно.

Во-вторых, разрабатываются новые тарифы на пользование машино-местами, которые уже в ближайшие месяцы должны согласовать департаменты имущества, транспорта и экономической политики. Уже сегодня можно предположить, что они будут выше действующих.

В-третьих, разрабатывается законопроект о парковочной деятельности, которым будут установлены новые правила игры на этом рынке.

По всей вероятности, в обозримом будущем городские власти не только подкорректируют ценовую политику, но также изменят алгоритм, логистику функционирования муниципальных парковок. Например, введут почасовую оплату, откроют доступ на пустующие в дневное время муниципальные машино-места всем желающим (нещадно штрафуя нежелающих за неправильную парковку). Не случайно чиновники намерены оснастить парковки новыми системами контроля доступа, создать диспетчерскую систему, позволяющую информировать автовладельцев о наличии свободных мест. Чтобы отбить инвестиции в развитие парковочного хозяйства, потребуются гибкие логистические модели управления машино-местами, позволяющие увеличить обороты и доходность операций. Не исключено, что именно сложностью задачи продиктована ставка мэрии на одного или нескольких крупных игроков, которым могут быть переданы в управление муниципальные машино-места. Возможно, чиновники попросту не сочли возможным вывести гаражное хозяйство на новый экономический и технологический уровень, опираясь на множество мелких управляющих компаний, честную конкуренцию и прозрачные конкурсные процедуры.

Рубрика: Новости Москва

RSSКомментарии (0)

Trackback URL

Оставить комментарий