Французские архитекторы видят российскую столицу столицей Евразии

С Комсомольской площади мчатся поезда быстрого метро со скоростью 90 километров в час на новые территории города. 45 минут — и вы уже в Рыжово, почти на границе с Калужской областью. В Зарядье, на месте снесенной гостиницы "Россия", расположились представительства всех 58 российских министерств.

Ступени с объединяющей их просторной площади спускаются к Москве-реке. Никто из москвичей не сожалеет о том, что парк, который здесь планировалось разбить в начале двадцать первого века, так и не появился. Что и не удивительно: ведь набережная Москвы-реки вся вновь в садах, как было до революции 1917 года. Ходят здесь только пешком. И трудно поверить, что каких-то три десятка лет назад лента реки была прочно закована в асфальт, по которому под стенами Кремля теснился непрерывный поток машин…

Таким увидели будущее российской столицы французские архитекторы, разработчики концепции развития Большого Парижа, архитектурные бюро Grumbach-Wilmont, завоевавшие первенство в международном конкурсе по разработке концепции Большой Москвы. "Главная идея нашего проекта — новое качество городской среды, радость жизни в городе, который в будущем мы видим столицей Евразии", — говорил журналистам глава бюро Антуан Грюмбах во время презентации итоговой работы. Но прежде всего, считает он, Москва даже в новых масштабах должна остаться Москвой, а не превратиться в новый Лондон или Нью-Йорк. Для этого архитекторы постарались выделить "ДНК Москвы" — ее главную примету они увидели в больших кварталах с зеленью посередине. Новая застройка должна учесть это, уверены парижане, и вернуть зелень, исчезнувшую из многих районов мегаполиса под напором уплотнения. Парки и скверы должны находиться для каждого жителя города на расстоянии не более километра (в настоящее время до них в среднем 5 км), чтобы добраться до них можно было за полчаса, а не за полтора, как сейчас: "Новый город должен быть в лесу и, если хотите, лес в городе", — такова философия разработчиков. Для этого, по их расчетам, не менее трети площади должно отдаваться под зелень при застройке любых территорий. Вид на природу должен открываться и из окон квартир горожан.

Но для того, чтобы пустить природу в город, прежде всего нужно решить транспортную проблему. Основную нагрузку авторы концепции возлагают на быстрое метро, которое, стартовав с площади трех вокзалов, протянется на 60 километров по новым территориям. При его скорости 90 километров в час даже оттуда можно будет добираться до Кремля буквально за 15-20 минут.

Вдоль линии метро разместятся крупные транспортные узлы, где будут пересекаться маршруты автобусов и трамваев. Добираться до исторического центра жители присоединенных территорий будут на общественном транспорте, оставляя машины в паркингах. Для того же, чтобы город не душили грузовики, на ЦКАД построят огромный центр логистики. Отсюда машины будут развозить грузы по столице с часу ночи до пяти утра — так, как это и делается сейчас в Париже.

Должна преобразиться и МКАД. Ее сегодняшний унылый вид, заметили французы, не дает москвичам даже сориентироваться, где они находятся. Разве что по гигантским торговым центрам… Хорошим же ориентиром, по их мнению, могут стать монументальные символические ворота на въезде с каждого шоссе — Санкт-Петербургские, Минские, Рязанские и другие, а также узнаваемая застройка возле них. "Причем это ворота, которые не закрывают, а открывают Москву нового масштаба", — подчеркнул Морис Леруа, министр транспорта Парижа, участвовавший в московском конкурсе в качестве члена жюри.

Быстрое метро доставит пассажиров с площади трех вокзалов до Рыжово за 45 минут

Победители привели ряд впечатляющих цифр. В частности, по их оценке, на территории Большой Москвы к 2025 году будут жить 14 млн человек, может быть построено 80 млн кв зданий и добавиться 2,75 млн новых рабочих мест. Понимая, насколько утопично все это пока звучит, авторы концепции отводят на ее реализацию 35 лет — то есть до 2047 года. Затраты, необходимые для этого, хотя и выглядят на первый взгляд совершенно нереальными — 7,5 триллиона рублей, но, как напомнили экономисты Высшей школы экономики, также входившие в состав французской команды, это лишь пять годовых бюджетов Москвы.

Строить же в Москве — и старой, и новой, по мнению парижан, оказывается еще есть где. Они нашли немало условно свободных же площадок: это и площадь Трех вокзалов, к которой примыкает множество железнодорожных путей со складами и пустырями посередине, территории между станцией метро "Киевская" и ММДЦ-Сити, не говоря уже о промзонах, которые давно перестали быть индустриальными, но так и не стали полноценной частью города.

Поселок Коммунарка, который может стать федеральным центром, предлагается застроить не только офисами, но и жильем, культурными, спортивными и рекреационными центрами — чтобы люди, которым там предстоит работать, могли там и жить.

"Когда же этот проект все-таки может быть полностью выполнен?" — пытали журналисты Антуана Грюмбаха. "Город, который закончен, мертвый", — ответил он. — "Надо создать цоколь, на котором Москва сможет развиваться до бесконечности".

Кстати
Конкурс на разработку концепции развития Большой Москвы был объявлен в январе этого года. На участие в нем было подано 67 заявок из 21 страны мира. Жюри отобрало 10 команд, которые работали по трем темам: развитие Большой Москвы, Московской агломерации и создание федерального центра. По двум первым номинациям жюри присудило победу французской команде, а по третьей — архитекторам США. Но и все остальные проекты столичные власти не намерены предать забвению, так как конкурс был не на конкретный проект, а, образно говоря, конкурсом идей, мозговым штурмом, как развиваться Москве дальше.

Рубрика: Новости Москва

RSSКомментарии (0)

Trackback URL

Оставить комментарий