Главный строитель Москвы переходит в Госдуму

Завтра Владимир Ресин впервые за долгие годы начнет рабочий день не в Никитском переулке, где расположен офис столичного стройкомплекса, а на Охотном Ряду — в качестве депутата Госдумы шестого созыва. Пятьдесят лет он строил Москву, из них более двадцати лет в роли «главного прораба» столицы.

«С уходом Ресина уходит целая эпоха», — не скрывают в мэрии, и даже его недоброжелатели признают, что Ресин — это не просто фамилия, а целое явление в истории нашего города и всей страны.

Впрочем, сам новоиспеченный депутат вовсе не считает Госдуму местом, где работают меньше, чем в мэрии Москвы, и намерен активно заняться перестройкой теперь уже российского законотворчества. «Надеюсь, квалификацию особо менять не придется. В последние десять лет мы много помогали российским регионам и убедились, что столичный опыт организации строек — социальных прежде всего — там очень востребован. А если учесть, что с расширением границ Москвы появляются огромные пространства для новых застроек и здесь, в нашем регионе, то получается, что работы впереди столько, что всем хватит. Да и силы у меня, слава богу, есть», — сказал Владимир Ресин в первом после получения мандата интервью «Комсомольской правде».

Коллеги Ресина уверены, что человек такого масштаба будет пользоваться в парламенте огромным уважением. Так, мэр Москвы Сергей Собянин всегда подчеркивал, что с именем Владимира Иосифовича связано строительство храма Христа Спасителя, Мемориального комплекса Победы на Поклонной горе и десятков других крупных сооружений, которые стали визитной карточкой современной Москвы. «При вашем деятельном участии в городе появились новые жилые микрорайоны, возведены сотни объектов образования, здравоохранения, спорта, культуры, которые хорошо послужат многим поколениям москвичей», — говорил мэр, поздравляя Владимира Ресина с 75-летием.

Гендиректор Московской инженерно-строительной компании (МИСК) Геннадий Животинский отзывается о Ресине как о руководителе колоссальной работоспособности: «Это очень порядочный, мудрый человек. Все, что он сделал для города за все эти годы, — труд, который не каждому по силам».

А председатель Мосгордумы Владимир Платонов напоминает о том, что «в 90-е годы именно ресинский стройкомплекс спас Москву от различных экономических потрясений, буквально вытащил экономику города, и этот опыт дорогого стоит». Это, кстати, та правда, которую сегодня, критикуя старожилов мэрии за градостроительные ошибки, многие забыли. А ведь гордиться есть чем.

Как вспоминает Владимир Ресин, в начале 1992 года отлаженный механизм строительного комплекса начал давать ощутимые сбои. «От нас стали уходить люди, опытные специалисты. В городе возникли строительные кооперативы, которые более длинным рублем переманивали монтажников, механизаторов, инженеров… В то же время правительство страны отпустило цены! Цемент и железобетон вздорожали. Кирпич возрос в цене. Стоимость всех работ выросла непомерно. У города денег при таких расценках не хватало. Башенные краны замирали, стройплощадки одна за другой пустели. Мы потеряли тогда 75 тысяч специалистов, шестую часть персонала…»

Тогда на экстренно созванном заседании городского правительства было принято несколько принципиальных решений. Во-первых, продать тем, у кого есть деньги, так называемые «незавершенки» — доставшиеся в наследство от советской власти, бывших министерств и ведомств недостроенные объекты. Это дало городу средства, а стало быть, и работу строителям. Во-вторых, отказаться от всех лимитчиков, сохранив рабочие места для москвичей. Повысить расценки и дать им льготы на квартиры, чтобы они окончательно не разбежались по кооперативным углам. В-третьих, взять под гарантию правительства Москвы на 20 млрд рублей кредит в коммерческих банках на покупку материалов, транспорт и зарплату. И строить-строить-строить как можно больше. А потом продавать на аукционах — тем, кто больше заплатит!

«Этот невиданный нами прежде аукционный механизм сдвинул с мертвой точки, казалось бы, потерявший способность к движению громадный строительный механизм, — вспоминает Ресин. — Мы стали сооружать не только серийные дома с типовыми квартирами, но и дома с квартирами по индивидуальным проектам. Начали делать впервые после 1917 года коттеджи, особняки на одну семью. Весь этот выброшенный на рынок товар пошел с таким успехом, что через несколько лет мы отдали все банковские кредиты… Вот почему раньше, чем в какой-либо другой сфере народного хозяйства, строительный комплекс воспользовался плодами августа 1991 года. И, преодолев кризис, заработал на всю мощь».

С того времени в столице возведено около 90 млн кв. метров жилья — чуть менее половины всего московского жилого фонда, утверждают эксперты. Были, конечно, и ошибки. Увлекшись возведением этажей, руководители города упустили из виду транспортную инфраструктуру. «Мы на 20 лет отстали в строительстве дорог, парковок и транспортной инфраструктуры от других видов строительства, — признает сегодня Ресин. — Торговых центров и жилья построили очень много, а дороги очень сильно отстают, не говоря уже о стоянках и перехватывающих парковках. Сейчас необходимо уделить внимание именно дорожному строительству, без него город не сможет развиваться».

И это при том, что за годы работы Ресина была кардинально реконструирована Московская кольцевая дорога, число полос на которой было увеличено с шести до десяти, построено Третье транспортное кольцо и Звенигородский проспект с его уникальными двухъярусными Серебряноборскими тоннелями, который напрямую связал МКАД с Садовым кольцом, в последние годы развернулась реконструкция Ленинградки…

Все эти 20 с лишним лет на посту главного московского строителя Владимир Ресин именовал себя не иначе как «чистым хозяйственником», далеким от политики. И, конечно, лукавил. Именно он всегда играл роль лояльного переговорщика со стороны мэрии с теми, с кем у опального ныне Юрия Лужкова не сложились или разорвались политические отношения. Как ему это удавалось? Об этом качестве своего характера Ресин довольно откровенно написал в биографической книге «Москва в лесах»: «Я человек очень осторожный, иначе бы давно с каната сорвался… Каждое действие всегда семь раз взвешиваю, прежде чем принять решение… Не скрываю этого качества своей натуры. Остерегаюсь любого разговора с мэром, премьером, президентом. Когда меня к ним приглашают, всегда думаю, что за вопрос возникнет, о чем пойдет речь, независимо от того, в хороших ли я отношениях с этим лицом или нет… Не потому, что меня накажут, с работы снимут, нет. Страшит другое — не ошибиться в прогнозах, людях, делах. Волнует угроза сорваться с каната, поэтому просчитываю каждый шаг вперед. Назад по канату не ходят. Скажу еще об одном принципе. Тяге к людям конкретным, незаурядным, от кого могу что-то перенять. Кто сильнее меня, тот мне интересен. Всегда любил работать и жить в окружении сильных… Есть у меня афоризм. Я давно его услышал в Охотном Ряду — в кабинете одного из начальников Госплана СССР. Его слова так мне понравились, что я их отпечатал и в виде таблички выставил на письменном столе лицом к посетителям: «Кто хочет сделать — ищет средства, кто не хочет — ищет причины».

Сегодня Владимир Ресин возвращается в здание на Охотном Ряду уже в качестве политика. Впрочем, даже самые высокие должности в парламенте вряд ли отвлекут его от дела всей жизни — московского строительства.

Коллектив редакции газеты «Московская перспектива» поздравляет Владимира Ресина с наступающим Новым годом. Пусть 2012-й станет для Вас годом новой интересной работы. Желаем Вам и Вашим близким крепкого здоровья, верных друзей и благодарных учеников!

Личное дело

Владимир Ресин родился 21 февраля 1936 года в Минске.

В 1958 году окончил Московский горный институт, получив диплом горного инженера-экономиста. Работал на стройках Мурманской, Калужской, Смоленской областей.

С 1965 года трудился в строительных организациях Москвы: начальник шахтостроительного участка, начальник специализированного управления, главный инженер треста, управляющий трестом горнопроходческих работ, а с 1974 года — в ведущих строительных организациях столицы: Главмосинжстрое и Главмоспромстрое.

С 1988 года работал в системе исполнительной власти города Москвы: первый заместитель председателя, председатель Мосстройкомитета.

1990 год — заместитель председателя исполкома Моссовета, председатель Мосстройкомитета.

1991 год — заместитель премьер-министра правительства Москвы, руководитель строительно-инвестиционного комплекса города.

С 1992 года — первый заместитель премьер-министра правительства Москвы, руководитель Комплекса перспективного развития города, руководитель департамента строительства.

С 1996 года — первый заместитель мэра Москвы в правительстве Москвы, руководитель Комплекса архитектуры, строительства, развития и реконструкции города.

С 2000 года — первый заместитель мэра Москвы в правительстве Москвы, руководитель комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы.

С октября 2010-го по декабрь 2011 года — первый заместитель мэра Москвы Сергея Собянина.

4 декабря 2011 года избран депутатом Государственной Думы Федерального собрания РФ шестого созыва. 12 декабря подал в отставку в связи с переходом на работу в Госдуму.

Доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой Российской экономической академии им. Г.В.Плеханова, почетный профессор Российской академии наук, почетный профессор МГУ им. М.В. Ломоносова, почетный доктор Московского государственного строительного университета, действительный член многих международных и российских специальных академий.

Автор 116 публикаций, 26 монографий, 30 изобретений и нескольких книг. Многие печатные труды переведены на иностранные языки.

Награжден девятью орденами, медалями и благодарностями президента РФ, неоднократный лауреат Государственных премий СССР и России, Заслуженный строитель Российской Федерации, Заслуженный инженер России.

Женат, есть дочь. Основным увлечением в жизни считает работу.

Рубрика: Новости Москва

RSSКомментарии (0)

Trackback URL

Оставить комментарий