Городам необходима совокупность культуры и технологий

На прошедшем в Москве урбанистическом форуме Moscow Urban Forum эксперты со всего света делились с российским коллегами опытом развития городов и улучшением качества жизни горожан. На мероприятии с докладом выступил и сити-менеджер центра Гааги Макс Елениевски — человек, который принимал участие в разработке собственного бренда для многих европейских городов. Уже в 2018 году Гаага под его руководством станет культурной столицей Европы.

О роли культуры в развитии города, а также совокупности исторического наследия и современных технологий в кулуарах форума Макс Елиниевски рассказал корреспонденту «Газеты.Ru».

В конкурсе «Культурная столица Европы», впервые проведенном Европейским союзом в 1985 году, уже успели принять участие десятки европейских городов. Что дает участникам стремление стать культурной столицей?

Каждый год две страны могут номинировать свои города для участия в этой программе. Голландия, наряду с Мальтой, была включена список участников на 2018 год. Самым большим плюсом участия в программе является то, что города получают дополнительный стимул для развития своей культурной составляющей.

Приток средств благоприятно влияет не только на экономическую ситуацию в целом, но и на качество жизни горожан. Так, Гаага уже за семь лет до проведения конкурса начала реализовывать подобные проекты. Улучшение культурной составляющей города и является средством достижения звания культурной столицы Европы.

За четверть века в конкурсе приняли участие самые различные города, начиная от Афин, заканчивая Веймаром и Турку. Что должно быть у города, чтобы он мог претендовать на соискание звания культурной столицы Европы?

Для того, чтобы стать культурной столицей Европы, городу, безусловно, необходимо иметь в своем облике что-то отличающее его от остальных городов. Проще говоря — городу необходим свой бренд. Еще 10 лет назад Гаага была очень скучным местом и о ней мало кто знал за пределами Голландии.

Сначала мы определили свое географическое положение: ведь не секрет, что город является своеобразными воротами в Европу с развитым транспортным узлом и четвертым по величине аэропортом в Европе. Кроме того, в городе есть все столичные атрибуты, начиная с государственных учреждений, заканчивая тем, что Гаага — это дом для королевской семьи. Благодаря маркетинговой кампании, уже сегодня у нас работают 150 крупнейших международных компаний.

Сама Гаага — город международных организаций, таких как Международный уголовный суд. Создание собственного бренда поддержало приток инвестиций и в момент разгара мирового финансового кризиса. Инвесторы продолжают приходить к нам, в особенности туда, где расположен район международного шоппинга и торговые компании.

Существуют ли универсальные принципы и предпосылки для построения бренда города?

Нет, на мой взгляд, никаких универсалий в этой сфере нет. Пример с Гаагой — это лишь частный случай того, как мы использовали так называемый SWOT-анализ. Мы тщательным образом проанализировали сильные и слабые стороны города, дополнительные возможности и угрозы внешней среды. Если, например, Москва захочет стать городом международных организаций, ей необходимо будет иметь больше преимуществ, нежели те, которые есть у Гааги.

Гагаа станет культурной столицей Европы в 2018 году. Какое место занимает культура в создании собственного бренда и развитии города?

Культурная составляющая очень важна. Ведь есть два языка, которых понимают все без исключения: живопись и музыка. Не все туристы понимают по-английски или по-русски, а вот оперу или Ван Гога понимают все. И для этого необязательно говорить на итальянском или голландском. Другое дело, что иметь в городе только культурный сектор явно не достаточно для развития. Интересней всего, когда историческая составляющая встречается с современной, чему во многом способствует появление небоскребов в черте города. Это большой и во многом политический вопрос.

Но все знают Франкфурт с его большим количеством высотных зданий, удачно вписывающихся в облик города. Совокупность исторической и современной частей предлагает миру не только театры, но и офисные и торговые пространства, что делает город привлекательней.

Ранее в Европе можно было наблюдать повышенный интерес к редевелопменту промышленных территорий. Насколько сегодня актуальна эта тема и что чаще всего строят на месте бывших промзон?

Наибольший интерес к редевелопменту территорий в крупнейших городах Европы проявился с 1985-1990 годов, когда началась массовая застройка бывших промышленных территорий. На лицо стал устойчивый тренд развития города в его пределах, так называемое освоение «вглубь». С того времени производства все чаще покидают пределы города. Во Франции, например, известен пример переноса производственных мощностей автоконцерна Рено. То же самое можно сделать и с московским ЗИЛом.

На месте бывших промышленных территорий начинается новая масштабная стройка, как в случае с лондонским Доклэндсом. Однако что именно строить на месте бывших промышленных — большой вопрос. За последние 60 лет произошло много изменений в подходе редевелопмента промышленных территорий внутри города.

Последние 20 лет планы по строительству представляют собой комбинацию жилой недвижимости, офисных помещений, школ, торговых центров, малых предприятий и мест отдыха горожан. Если подобные проекты есть в Москве («Москва-Сити»), Санкт-Петербурге («Лахта центр») или других российских городах, то при правильном подходе они могут положительно повлиять на развитие города.

Однако будущее редевелопмента полностью зависит от финансовой составляющей и уже в ближайшее время мы сможем наблюдать рост интереса к этой теме в Мюнхене, Москве, Лондоне, Милане и других городах.

Какие российские города могут в обозримом будущем претендовать на собственный бренд и на статус культурной столицы Европы?

Я не так много знаю о России, но на мой взгляд это Москва, Санкт-Петербург, Казань, конечно же Пермь с ее культурной составляющей и, может быть, Сочи. Как я уже сказал, культура является основой для привлечения в город инвестиций и его последующего развития.

Рубрика: Новости Москва

RSSКомментарии (0)

Trackback URL

Оставить комментарий