Градостроительные итоги первой годовщины работы мэра Сергея Собянина

Недавно в Facebook стартовал конкурс «Слово года», цель которого свести суть уходящего года всего к нескольким словам. И если в 2008-м в лидеры вышло слово «кризис», в 2009-м — «перезагрузка» и «ЕГЭ», а 2010-й однозначно вошел в историю как год «жары», то за победу в 2011-м сражаются сегодня несколько десятков слов, больше половины которых связаны с переменами в столице.

В частности, в лонг-листах конкурса фигурируют слова «плитка», «бордюр», словосочетания «парковочный карман», «расширение Москвы» и даже «Москва собянина» — именно с маленькой буквы: не как фамилия нового мэра столицы, а как обозначение кардинальных изменений, связанных со сменой власти в столице.

Накануне годовщины работы Сергея Собянина мэром Москвы (официально церемония инаугурации прошла 21 октября прошлого года) «Московская перспектива» также решила выбрать несколько словосочетаний, которыми можно охарактеризовать градостроительную стратегию новой власти. По мнению экспертов, которым мы доверяем, ее вполне можно назвать стратегией здравого смысла.

Инвентаризация инвестконтрактов
Локомотивом движения «лужковской Москвы» долгие годы служил столичный стройкомплекс. Понятно, что строители встретили назначение нового мэра города с особой тревогой. И Сергей Собянин их опасения довольно быстро оправдал, для начала отменив решения о строительстве нескольких одиозных проектов — в частности, комплекса «Дон-Строя» на Хитровской площади, назвав выбор места для возведения делового центра «Москва-Сити» градостроительной ошибкой, высказавшись о запрете строительства новых торговых и офисных зданий сначала в центре города, а потом и в пределах Третьего транспортного кольца.

Впрочем, это были лишь предупреждающие сигналы. Главным наступлением на сложившуюся систему стало решение о создании градостроительно-земельной комиссии, которой была поручена инвентаризация инвестиционных контрактов, заключенных при Юрии Лужкове. При этом был введен негласный мораторий на подпись документов по новым проектам. В строительных фирмах началась паника — старые правила игры менялись на глазах, а новые никто не торопился формулировать.

Лишь в середине марта на заседании коллегии столичного стройкомплекса Сергей Собянин впервые обозначил ориентиры новой градостроительной политики в Москве. Тогда же «Московская перспектива» писала о них подробно. Краткое резюме — строить теперь в Москве будут не столько для зарабатывания денег на продаже миллионов квадратных метров жилья, торговой и офисной недвижимости, сколько для решения транспортной проблемы и улучшения качества жизни москвичей.

Чуть позже оценил размах этого заявления сам господин Собянин: «В градостроительной политике мы развернулись от бизнес-интересов крупных корпораций к интересам горожан… В настоящее время остановлено порядка 200 инвестиционных проектов общей мощностью 7 млн кв. метров — в основном это либо центр города, либо точечная застройка. Помножьте 7 млн кв. метров на среднюю московскую цену метра — это будет около 35 млрд долларов… Определенные бизнес-группы, которые всегда работали в городе, недополучили доходы в 35 млрд долларов — это колоссальная сумма. Но мы делаем это открыто. Мы говорим, что город нельзя бесконечно застраивать так, как он застраивался до этого. Дело даже не в том, изменится Генплан формально или не изменится. И в рамках Генплана объем застройки может колебаться в разы на каждой площадке. Важно проводить общую идеологию: максимально щадяще застраивать город, который уже сегодня крайне переуплотнен… И только с виду может показаться, что это легко и просто, за отмену и приостановку каждого такого проекта приходится очень серьезно бороться, потому что речь идет о миллиардах долларов доходов…»

Пробки 10 баллов
Октябрь этого года, фиксирует сервис «Яндекс.Пробки», стал рекордным по числу заторов в столице. Как говорится, приехали. Впрочем, никто из разумных людей и не верил, что проблемы, копившиеся десятилетиями, можно разрешить за считанные месяцы. По мнению научного руководителя НИИ транспорта Михаила Блинкина, лишь на то, чтобы «сгладить ситуацию на дорогах», уйдет не один год. И то если городские власти будут четко придерживаться выбранной стратегии.

«Что такое «несколько сгладить проблему»? Я цифры назову, — заявил эксперт на «круглом столе» в РИА «Новости», где подводили итоги первого «собянинского» года. — Москва едет со среднесетевой скоростью 20 км в час. Самые автомобилизированные города мира едут со скоростью 35-40 км в час, и это считается совершенно нормальным. Если меньше 20, то это уже Нью-Дели, Йоханнесбург, это уже совсем плохо. Для нас хотя бы на этом рубеже закрепиться и не падать вниз уже будет огромным достижением. В этом смысле меры, которые предпринимает новая московская администрация, совершенно разумны. Транспортная программа, которая сейчас выложена на стол, скажем, инвестиции в метрополитен, — продуманная, правильная. Я ее полностью приветствую. Некоторые резкие, как говорят мои друзья — защитники прав автомобилистов, антинародные меры в части ликвидации режима свободной парковки только объявлены. И они мне тоже представляются разумными. Намечена реформа наземного транспорта, который у нас сейчас на совершенно африканском уровне. Чудес не произойдет, и Москва ездить на уровне Ванкувера или Барселоны в ближайшие 10 лет не будет. Ни в общественном транспорте, ни в автомобилях. Но главное гигантское преимущество Сергея Семеновича Собянина заключается в том, что он не является изобретателем и рационализатором. Потому что Юрий Лужков на одном заседании правительства мог повернуть Садовое кольцо против часовой стрелки, а на следующем — северные реки на юг. Сергей Собянин же доверяет специалистам, экспертам, их здравому смыслу и опыту, накопленному в других странах…»

Революция имени Кольбе
Буквально на днях на смену так называемой «сносной» комиссии, которая при старой власти превратилась в орган по уничтожению исторической застройки в центре, пришла другая. С иным названием — комиссия по рассмотрению вопросов осуществления градостроительной деятельности в границах достопримечательных мест и зон охраны объектов культурного наследия, — и, хочется верить, совсем с другими задачами.

Впрочем, явный интерес к позиции защитников старой Москвы, которых при господине Лужкове иначе как «местными сумасшедшими» не называли, новый мэр обозначил куда раньше. Кроме уже упомянутой застройки Хитровской площади в мае город вмешался в конфликт застройщиков и общественности вокруг дома купца Кольбе на Якиманке. И вмешался не только для того, чтобы загасить скандал, но и по существу разработав на этом примере новую стратегию отношения мэрии к исторической застройке. Напомним, именно тогда было решено, что паспорт и градостроительный план земельного участка будут выдаваться инвестору на деньги города, а не на деньги инвестора. То есть параметры строительства на историческом участке станет задавать городская власть — независимо от пожеланий застройщика. Причем эти градпланы будут выдаваться непременно в параметрах исторической застройки: сколько стояло здесь когда-то кубов и квадратов, столько и получишь, не более.

«Психологически ситуация, на мой взгляд, переломлена. Сегодня в городе больше нет такого вандального фанатизма, который процветал при Лужкове, — считает координатор общественного движения «Архнадзор» Рустам Рахматуллин. — Я рассчитываю, что градостроительная политика за следующий год будет сформулирована еще отчетливее, что мы получим новые градостроительные регламенты. Хотя понимаю, что множество лоббистов-застройщиков пролезет в эти регламенты со своими кривыми параметрами. Что кроме белой кассы есть черная касса. Тем не менее этот наметившийся переход от защиты отдельных объектов к защите целого старого города, на мой взгляд, безусловно, продолжится. И это победа здравого смысла. Главный же минус прошедшего года состоит в том, что две тысячи памятников, зависших в промежуточном статусе «заявленных и выявленных», а это четверть московского наследия, продолжают оставаться в подвешенном состоянии. Это «серая зона», и в этом смысле руки у застройщиков развязаны. Так что работы здесь, конечно, еще очень-очень много».

Рубрика: Новости Москва

RSSКомментарии (0)

Trackback URL

Оставить комментарий