Как будут осваиваться новые территории столицы

Расширение границ Москвы открывает перед градостроителями возможность создать новый город площадью 160 тыс. га, не повторяя ошибок прошлого. Власти рассчитывают, что присоединяемые к столице территории будут обеспечены интеллектуальными и хорошо оплачиваемыми рабочими местами, современными объектами социальной сферы, транспортными коридорами и комфортабельным малоэтажным жильем.

«На новую территорию не будут механически перенесены планировочные решения, характерные для сегодняшней столицы, — обещает мэр Сергей СОБЯНИН. — Напротив, будет избран максимально щадящий и органичный вариант застройки «новой Москвы».

Первое слово за юристами
У столицы уже есть опыт градостроительного освоения новых пространств — это Куркино, Новокосино, Бутово и Марьино, которые в свое время начинали строить практически в чистом поле, с нуля. Однако ни один из этих районов (и даже все они вместе взятые) по своим масштабам не может сравниться с проектом «Большая Москва», предусматривающим реорганизацию 160 тыс. га территорий. Причем весьма непростых территорий. Помимо подмосковных городов, поселений, дачных и коттеджных поселков в пределы мегаполиса попадают лесные участки площадью 20 тыс. га, Хованский мусорный полигон (90 га), Хованское (почти 200 га) и другие кладбища, а также многочисленные сельхозугодья. По оценкам экспертов, на полную реабилитацию и освоение присоединяемых земель уйдет минимум 50 лет. Причем первое десятилетие будет в основном посвящено решению юридических вопросов, градостроительному планированию, созданию инженерной и транспортной инфраструктуры, без которых мегапроект обречен на провал.

Как пояснил Сергей Собянин, превращение бывших областных территорий в «новую Москву» будет проходить в три этапа. Сначала соответствующее соглашение должно быть подписано мэром столицы и губернатором Подмосковья, затем за него проголосуют парламенты двух регионов и на третьем этапе — утверждение на Совете Федерации. «С одной стороны, мы не стремимся форсировать данный процесс, а с другой — не намерены его затягивать. Думаю, что все правовые вопросы будут решены до конца этого года», — заявил мэр в интервью «Новой газете».

Уже в ближайшее время столичные власти намерены объявить международный конкурс на создание концепции комплексного развития новых территорий. По его результатам предстоит откорректировать Генеральный план развития Москвы до 2025 года (в первую очередь юго-западных районов), а также генеральные планы поселений и городов, принятые органами власти Московской области и органами местного самоуправления. Эксперты прогнозируют, что подготовка документов градостроительного планирования растянется на несколько лет. «Техническое задание для открытого тендера в лучшем случае успеют подготовить к марту, — рассуждает заместитель гендиректора ООО «Вектор Инвестментс» Эмиль Вильданов. — Исходя из обычных темпов, тендер проведут в начале лета, а после всех «протоколов разногласий» и т. д. реальная работа начнется осенью 2012 года. Год-полтора на разработку (мы же хотим хороший план, не так ли?), еще столько же, по идее, на согласования и уточнения. Значит, конец 2014-го — начало 2015 года».

Еще одна юридическая проблема — наличие в составе присоединяемых территорий земель разных категорий. По идее, при включении в состав Москвы все они должны быть реорганизованы в земли поселений, что тут же приведет к десятикратному увеличению налогообложения для всех собственников. Решить эту правовую коллизию должен законопроект, отменяющий четыре из семи категорий земель, но когда он будет принят Госдумой (и будет ли принят вообще) — неизвестно. Впрочем, источник в горадминистрации заявил «Московской перспективе», что проблему можно решить и без вмешательства в Земельный кодекс: «Расширяться будет не город, а субъект Федерации. А он может иметь в своем составе любое количество земель любой категории». Гораздо больше чиновников волнует наличие на присоединяемых территориях значительного числа собственников. С такой проблемой столичные власти еще не сталкивались, поскольку в Москве земля либо городская, либо федеральная, либо не разграниченная (в частном владении находится всего 1,5 тыс. га из 108 тыс. га). «С собственниками придется согласовывать проекты градостроительного развития прилегающих территорий, что может усложнить и затянуть процесс их освоения», — сетует собеседник газеты.

Новые транспортные коридоры
Успешность развития и застройки «новой Москвы» напрямую зависит от развития транспортной инфраструктуры, отмечают в своем исследовании аналитики компании Knight Frank. «Новая Москва» примыкает к «старой» лишь небольшим участком земли шириной в 13 км, на территории которого находятся только три шоссе: Киевское, Калужское и Варшавское. «Если сегодня движение по ним затруднено в часы пик, то в будущем такую ситуацию можно будет наблюдать, вероятно, круглосуточно», — прогнозирует региональный директор по аналитике и исследованиям рынка Knight Frank Ольга Ясько. Для предотвращения кризисной ситуации эксперты предлагают создать альтернативные транспортные коридоры как из числа действующих шоссе (Боровское, Минское, Рублево-Успенское), так и вновь создаваемых трасс. «Помешать транспортному коллапсу может также организация полетов воздушного транспорта. Тем более что новые территории находятся в зоне авиакоридоров аэропортов «Внуково» и «Домодедово», — добавляет госпожа Ясько. — Однако пока Москва является закрытой для полетов».

Чиновники пока не заглядывают так далеко вперед, но расширять уже действующие трассы они готовы. «В первоочередном порядке реконструкцию пройдут все автомобильные и железные дороги, расположенные на присоединенных к Москве территориях. В зону, прилегающую к МКАД, будет продлено метро», — говорит Сергей Собянин. Кроме того, новыми дорогами предстоит обеспечить все коттеджные и дачные поселки, находящиеся в области.

Основной акцент аналогично «Большому Парижу», «Большому Токио» и «Большому Лондону» будет сделан на общественный скоростной транспорт (напомним, что один из самых дальних районов «новой Москвы» граничит с Калужской областью). Электрички, трамваи и поезда легкого метро должны ездить быстро и с минимальными интервалами, а стоимость проезда в них не превышать расходов на бензин, чтобы у жителей не было соблазна воспользоваться автомобилем.

В горадминистрации рассчитывают, что часть транспортных задач Москва будет решать совместно с Российской Федерацией и ОАО «РЖД». В частности, на создание метрополитена на новых территориях мэрия планирует получить софинансирование из госбюджета в объеме 40 млрд рублей. «Решать транспортные проблемы города изолированно, не затрагивая федеральных трасс, начинающихся за МКАД, не представляется возможным. Могу сказать, что по всем подобным вопросам у нас налажен эффективный диалог с федеральным Министерством транспорта, другими органами власти, с ОАО «РЖД». Уверен, этот опыт пригодится при работе на новых территориях», — отмечает Сергей Собянин.

Однако одной транспортной инфраструктурой государственные расходы, по всей видимости, не ограничатся. Эксперты предупреждают, что в «новой Москве» уже сейчас наблюдается дефицит коммуникаций. Крупные города типа Подольска не вошли в состав столицы: соответственно, они вряд ли будут «делиться» с соседями возможностями подключения электроэнергии, газа и тем более канализации. Что же касается «внутренних» городов типа Коммунарки и Троицка, то их энергомощность вряд ли позволит всерьез расширять даже собственные пригороды. В Троицке, например, электричества с трудом хватает для освещения местных улиц.

Таунхаусы против многоэтажек
Предлагая проект расширения Москвы, президент РФ Дмитрий Медведев дал понять, что в его концепцию укладывается в основном развитие малоэтажного строительства — коттеджей и таунхаусов. Однако пока присоединяемые к столице земли активно застраиваются обычными многоэтажками. Всего, по оценкам участников рынка, на юго-западе области реализуется порядка 20 проектов жилых комплексов. «Сейчас на территориях, которые должны отойти к «новой Москве», строится 2,2 млн кв. метров жилья. Это означает прирост населения в регионе примерно 100 000 человек за 3-4 года в дополнение к 250 000 живущим», — отмечает управляющий директор департамента жилой недвижимости компании Blackwood Тимур Сайфутдинов. Если существующие объемы застройки сохранятся и дальше, то через 7-8 лет население «новой Москвы» вырастет до 0,5 млн человек, предупреждает эксперт.

Сергей Собянин обещает, что этого не будет: «Сейчас на новых территориях строятся почти на 100% типовые многоквартирные дома для людей, которые будут ездить на работу в Москву… Мы же предлагаем в первую очередь строить новые объекты приложения интеллектуального и хорошо оплачиваемого труда для местных жителей. И одновременно развивать комфортное малоэтажное жилищное строительство. Таким образом, плотность и этажность застройки будут в разы меньше, чем в современной Москве». По словам градоначальника, многие территории вообще не будут застраиваться и послужат основой для создания крупных национальных парков и многочисленных природных и рекреационных объектов. Согласно госпрограмме «Градостроительная политика», внебюджетные инвестиции в средне- и малоэтажную застройку «новой Москвы» в 2014-2016 гг. составят порядка 600 млн рублей. Соответствующие проекты жилых домов уже разработаны МНИИТЭПом, подразделениями Моспроекта и победителями конкурса «На лучший проект малоэтажного энергоэффективного жилья», который проводит Фонд РЖС.

Относительно небольшие объемы застройки (конкретные цифры горадминистрация пока не называла) будут обеспечены за счет мощностей стройкомплексов Москвы и области. «Привлечение новых мигрантов для освоения присоединяемых территорий городу не потребуется», — уверен Сергей Собянин. По его словам, строительство новых жилых кластеров и других объектов недвижимости будет в значительной степени привлекательно для инвесторов, поскольку возможности для работы в прежних границах столицы для них ограничены. «Строители и инвесторы будут работать на новых территориях и перестанут искать любой свободный клочок земли в пределах МКАД», — прогнозирует мэр. В международной консалтинговой компании Jones Lang LaSalle подсчитали, что в перспективе на территориях «новой Москвы» может быть построено 60 млн кв. метров жилья, 5-10 млн кв. метров офисной недвижимости и 20-25 торговых центров. (Для сравнения: за последние 20 лет в мегаполисе было сдано в эксплуатацию 80 млн кв. метров жилых домов.)

Со своей стороны городские власти готовятся к принятию решений по расселению присоединяемого к Москве ветхого и аварийного жилого фонда. «Это жилье обязательно будет включено в городскую программу сноса», — заявил на недавнем брифинге глава департамента градостроительной политики Сергей Левкин. Что касается пятиэтажек и других домов первого периода индустриального домостроения, то решение об их судьбе чиновники будут принимать после завершения техобследования ориентировочно в 2012 году.

Рубрика: Новости Москва

RSSКомментарии (0)

Trackback URL

Оставить комментарий