Коммунальщиков наконец заставят работать по правилам?

C марта договоры с УК и ТСЖ заключаются по-новому

В конце февраля опубликованы и уже частично начали действовать правила*, которым обязаны следовать ТСЖ, жилищные кооперативы и управлющие компании при заключении договоров ресурсоснабжения. Именно в этом документе с мудреным названием прописано, на каких условиях в наш дом поставляются вода, свет, тепло и прочие коммунальные радости.

Новые правила — очередные из серии документов, с помощью которых власти пытаются несколько упорядочить деятельность управленцев от ЖКХ. Попробуем разобраться, какая польза нам, жильцам многоэтажек, с этого будет.

1. Правила вводят обязательные требования к договорам на поставку коммунальных ресурсов (то есть воды, света и прочего). В том числе оговорен перечень пунктов, которые там должны всенепременно присутствовать, иначе договор будет считаться недействительным.

К обязательным пунктам отнесены, в частности, такие, где оговариваются параметры количества и качества коммунальных услуг (скажем, какой температуры должна быть горячая вода и какие отклонения допускаются — иначе услуга может быть признана неоказанной), цена ресурсов, порядок оплаты. А также как решать конфликтные ситуации — скажем, если жильцы считают, что их горячая вода больше похожа на холодную.

Договоры ресурсоснабжения заключались и раньше, и, по идее, названные выше пункты там должны присутствовать. Но теперь эти пункты — а также другие, не менее важные, — должны быть не «по идее», а обязательно. Самоуправство и «управленческое творчество» (в пользу ухода от ответственности) не допускаются.

2. Еще одна новация — в документе приведена формула расчета потребляемых ресурсов (воды, тепла и т. п.) при отсутствии общедомовых приборов учета.

Сейчас, по статистике, которую озвучили на заседании Общественной палаты по тарифам ЖКХ, такие приборы установлены не более чем в 35% российских домов. По идее, если счетчиков нет, жильцы должны платить по нормативам. Однако тут существует масса лазеек, позволяющих ЖКХ-конторам заниматься приписками.

3. ТСЖ, УК и прочим «жилконторам», выступающим посредниками между жильцами домов и поставщиками воды-света, теперь при заключении договоров ресурсоснабжения надо подтверждать свои правомочия. То есть доказывать, что жильцы действительно уполномочивали их быть посредниками.

Этот пункт, по идее, должен осложнить жизнь аферистам и решить проблему так называемых «двойных платежек». Речь идет об, увы, достаточно распространенной ситуации, когда жильцам неожиданно приходят платежки сразу от нескольких жилконтор, которые, получается, обслуживают их одновременно.

Конечно, авторы правил тут явно заботятся и о поставщиках воды-света. По ним ведь тоже ударяет известная схема ЖКХ-мошенничества: «собрал деньги за коммунальные услуги — вывел в кипрский офшор — объявил УК банкротом». Именно энергосети и водоканалы в итоге и остаются без «уплывших» денег.

4. Компании, которые поставляют свет-воду, отныне могут разорвать договор с управленцами-посредниками, если те задолжали более чем за три месяца. Еще один пункт, ограничивающий возможности по «выводу» денег из сферы ЖКХ непонятно куда. Теперь больше трех месяцев воровать платежи жильцов не получится (по крайней мере одной конторы). По идее, нововведение дает жильцам возможность без лишних проволочек избавиться от нечистой на руку управляющей компании и нанять другую. Или заключить договор с водоканалом или энергосетью напрямую, без всяких посредников в виде ТСЖ и УК. Напомним: такое сейчас тоже разрешено, но необходимо принять соответствующее решение на общем собрании жильцов — собственников квартир.

«Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями» утверждены постановлением правительства от 14 февраля 2012 г.

Комментарий эксперта

Будет ли это работать

Дмитрий Лесняк, адвокат по защите прав потребителей:

- Я вижу очевидный пробел. Любые нововведения станут работать тогда, когда управляющие компании в сфере ЖКХ будут реально привлекаться к ответственности за то, что они нарушают нормы законодательства. Например, эти компании обязаны информировать собственников жилья о своей деятельности. Но попробуйте от них какой-нибудь информации добиться — разве что через суд.

Что можно посоветовать потребителям? Все-таки внимательно смотреть свои платежки. Сейчас основная часть жалоб потребителей на ЖКХ связана именно с «приписками» в квитанциях, банальным завышением тарифов. Но все коммунальные тарифы у нас регулируются и утверждаются централизованно. Имея Интернет, тарифы для своего региона можно посмотреть на сайтах муниципальных образований. Если суммы явно завышены — жалуйтесь в местную администрацию, с копией письма — в Роспотребнадзор и обслуживающие организации. У нас коммунальщики очень тесно связаны с муниципальной властью. И обращение в районную управу, в городскую администрацию эффективнее, чем судебный процесс. Но бороться надо коллективно. Если жалуется один человек, на него внимания не обращают — объявляют сутяжником. Если же жалуется весь дом или хотя бы существенный процент его жильцов — как правило, меры принимают. От коллектива отбиваться сложнее, чем от отдельно взятого человека.

Рубрика: Новости Подмосковья

RSSКомментарии (0)

Trackback URL

Оставить комментарий