«Квартал финансистов» может оказаться за пределами МКАД

Столичные власти провели на прошлой неделе первые общественные слушания по городской подпрограмме «Развитие Москвы как международного финансового центра». В течение ближайших пяти лет в городе планируется создать бизнес- и социальную инфраструктуру, полностью отвечающую мировым стандартам.

Визуальным образом МФЦ должен стать новый деловой комплекс за пределами МКАД, который, скорее всего, построят в Рублево-Архангельском.

Москва претендует на роль нового МФЦ прежде всего в силу своего географического положения. На общественных слушаниях, в которых приняли участие руководители почти всех профильных департаментов городской администрации, отмечалось, что российская столица могла бы стать связующим звеном между деловыми центрами Европы и Азии. Однако на этом основные конкурентные преимущества Москвы заканчиваются. В городе до сих пор не созданы оптимальные условия для функционирования бизнеса, в результате чего в последние годы начался отток капитала в другие регионы. «Если в 2009 году на наш город приходилось 56% всех иностранных инвестиций, то в текущем году этот показатель снизился до 27%», — отмечает руководитель столичного департамента внешнеэкономических и международных связей Сергей Черемин.

В вынесенной на обсуждение экспертов подпрограмме приведены данные, согласно которым среди 75 городов — международных финансовых центров Москва занимает лишь 68-ю строчку. Несмотря на то что российская столица обладает самым большим на постсоветском пространстве рынком квалифицированной рабочей силы, занятой в финансовом секторе, по сравнению с развитыми странами ее доля ничтожно мала (в Москве — 5%, в Нью-Йорке — 13,3%, в Лондоне — 21%).

Финансовая грамотность горожан оставляет желать лучшего: обыватели имеют поверхностное представление об основных финансовых инструментах, а многие до сих пор не пришли в себя после кризисов и дефолтов, поэтому не доверяют кредитным учреждениям. Бизнес практически на каждом шагу сталкивается с бюрократическими проволочками, а система «одного окна» в полную силу так и не заработала. Доля государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде, в Москве на сегодняшний день едва превышает 20%.

Не последнюю роль для поддержания деловой активности играет социальная, инженерная и транспортная инфраструктура. Одной из главных проблем Москвы в этом плане являются автомобильные пробки. Средняя скорость движения в городе в часы пик не превышает 11 км/ч, в то время как в Лондоне автомобили перемещаются со средней скоростью 15 км/ч, в Вене — 22 км/ч, в Хельсинки — 36 км/ч. В столице России на дорожную сеть приходится 11,4% территории против 20-25% в европейских городах. Протяженность линий метрополитена составляет 305 км, и это меньше, чем в Лондоне (408 км) и Нью-Йорке (1335 км). Текущее состояние инженерных и коммунальных сетей характеризуется высокой степенью износа (магистральные коммуникации — 47,7%, разводящие тепловые сети — 43,3%, водопроводные сети — 54,1%, канализационные — 65,2%).

По оценкам специалистов, примерно четверть горожан не имеет доступа к качественному медицинскому обслуживанию. Москва по-прежнему отстает от мировых столиц по числу общепризнанных высших учебных заведений. Несмотря на то что столица России является одним из лидеров по количеству студентов, один только МГУ им. Ломоносова вошел в список 200 лучших вузов мира, занимая 93-е место (в Лондоне в топ-200 включены пять университетов, в Нью-Йорке — четыре). Много вопросов у иностранцев возникает в связи с уровнем безопасности. На фоне общего улучшения криминогенной обстановки в городе сохраняется террористическая угроза, растет число преступлений экстремистской направленности. Зачастую московские полицейские и чиновники не могут своевременно оказать помощь иностранным гражданам в силу того, что не владеют даже элементарным английским.

Согласно подпрограмме «Развитие Москвы как международного финансового центра» российская столица должна вплотную приблизиться к мировым стандартам к 2016 году, совершив настоящий прорыв практически во всех сферах жизнедеятельности. Сооружение новых и реконструкция действующих магистралей через пять лет позволит повысить среднюю скорость движения в Москве в полтора раза — до 18 км/ч, а на выделенных полосах — до 30 км/ч. Также предусмотрено строительство 87,9 км линий метрополитена и повышение провозной способности наземного транспорта. В итоге время, которое жители тратят на поездки, уменьшится примерно на 15%.

Во всех отраслях городского хозяйства, а также в государственных и социальных учреждениях планируется активно внедрять современные информационные технологии. В течение пяти лет городские власти намерены повысить с 23% до 65% долю охвата проводными широкополосными интернет-сетями со скоростью от 10 Мбит и выше, а число потенциальных пользователей 4G-технологиями возрастет с 66% до 95%. Практически все государственные структуры предполагается перевести на электронный документооборот. «В городе должна быть внедрена система «одного окна», чтобы инвестор пришел, сдал все документы и через разумное время получил необходимые разрешения», — подчеркивает Сергей Черемин.

По замыслу авторов документа, к 2016 году каждый житель Москвы получит доступ к качественным медицинским услугам, а в сфере образования будут действовать современные стандарты. Мигрантам и иностранцам предоставят возможность выучить русский язык в достаточном объеме, и, напротив, количество госслужащих со знанием английского языка резко возрастет. «Создание благоприятной среды для иностранных граждан станет первоочередной задачей», — отмечается в паспорте подпрограммы. В частности, повсеместно на улицах города должны появиться информационные указатели на двух языках, на английский планируется перевести также сведения о деятельности госучреждений, размещенные в интернете. Специально для иностранцев будет создана служба экстренной помощи. Для того чтобы гости из-за рубежа спокойно чувствовали себя в общественных местах, московская полиция намерена добиться снижения уличной преступности на 10% и довести долю городских объектов, оборудованных антитеррористическими средствами, до 60-65%.

Документом предусмотрены упрощение системы согласования проектов и выдачи разрешений, сокращение сроков землеустроительных работ, формирование банка земельных участков под застройку, а также подготовка отраслевых и территориальных схем размещения объектов. «Все эти меры направлены на создание благоприятного инвестиционного климата», — отмечают в городской администрации. По оценкам столичного правительства, на мероприятия по социально-экономическому развитию Москвы в рамках МФЦ до 2016 года планируется израсходовать 196 млрд рублей, из которых только половина — бюджетные средства.

Городские власти подчеркивают, что проект формирования в Москве МФЦ не привязан к какому-либо конкретному месту, поскольку предполагает создание инфраструктуры и комфортной среды проживания в городе в целом. «Создание МФЦ — это синтетическая программа. Не стоит привязываться к географии, мы не ведем речь о том, чтобы создать территорию, на которой будет написано: «Здесь живут финансисты», — заявил на общественных слушаниях заместитель мэра по экономической политике Андрей Шаронов. Однако, по мнению ряда экспертов, столице нужен новый центр предпринимательской активности как символ МФЦ и образец современной деловой инфраструктуры. «Москве необходимо выделить площадку, где будет визуально представлен Международный финансовый центр. Это должен быть некий аналог Уолл-стрит», — отмечает Владимир Новиков из Всероссийского союза страховщиков.

В настоящее время рассматривается несколько вариантов размещения «квартала финансистов», наиболее вероятным из которых является район Рублево-Архангельское. На этой территории, расположенной в трех километрах от МКАД по Новорижскому шоссе, первоначально предполагалось построить дорогое жилье в объеме 2,7 млн кв. метров. Прежний владелец участка взял крупный кредит в Сбербанке, однако из-за разразившегося кризиса реализовать проект не смог. В результате, по данным СМИ, права на Рублево-Архангельское перешли к банку-кредитору. Специалисты полагают, что само по себе место выбрано удачно, однако новое строительство создаст дополнительную нагрузку на транспортную сеть. «Это оптимальный выбор с точки зрения местоположения, вторую такую площадку найти сложно, но создание крупного центра деловой активности может вызвать транспортный коллапс на этом направлении», — предупреждает Георгий Дзагуров из Panny Lane Realty. «Для сооружения нового города необходимо создать глобальную инфраструктуру, поэтому реализация проекта может растянуться на долгие годы», — добавляет вице-президент Knight Frank Андрей Закревский.

Рубрика: Новости Москва

RSSКомментарии (0)

Trackback URL

Оставить комментарий