Меняют большие на меньшие

Основными характеристиками современного офисного рынка Москвы Клавдия Чистова, руководитель отдела исследований рынка офисной недвижимости CBRE в России, называет высокую активность арендаторов и низкие объема ввода офисных площадей. Вместо ожидаемых 300 000 кв. м в I квартале 2012 г. было сдано чуть более 46 000 кв. м в пяти бизнес-центрах, свидетельствуют предварительные данные аналитиков Cushman & Wakefield (C&W). Лишь один офисный комплекс, «Лайт хаус» (класс А) на ул. Валовой, можно отнести к более-менее крупным и центральным: его арендуемая площадь — 22 000 кв. м и расположен он в Замоскворечье. Остальные построены на окраинах столицы и занимают менее 10 000 кв. м каждый. Всего в Москве, по подсчетам аналитиков, строятся 130 офисных зданий. Площади в аренду предлагаются пока в 57 из них.

«Арендаторы рассматривают только готовые помещения, — говорит Лада Белайчук, глава аналитиков C&W. — В I квартале лишь 5% сделок можно, и то условно, отнести к предварительно заключенным контрактам. Условно — потому что самое удаленное по времени ввода здание обещают сдать в эксплуатацию в июле этого года».

«Почти докризисные» 280 000 кв. м, арендованные и купленные в I квартале, тем не менее почти никак не изменили существующий расклад занятых и свободных площадей: в классе А вакантно 16% вместо 16,6% в IV квартале 2011 г., в классе В — 12,3 против 13%, по данным C&W. Арендаторы активны, но их активность, скорее, выражается в переездах на меньшие площади, нехотя признают брокеры.

Наиболее востребованный метраж сейчас — от 1000 до 3000 кв. м, но очереди арендаторов за качественными метрами нет, говорит Алексей Ефимов, руководитель отдела по работе с корпоративными клиентами Jones Lang LaSalle. Вариантов у компаний, которые хотят оптимизировать свой арендный бюджет, два: либо пересмотреть ставку, либо уменьшить занимаемую площадь, отмечает Ефимов. «Не могу сказать, что все поголовно переезжают в меньшие кабинеты, но такие примеры на рынке есть. Вопрос эффективного использования арендуемых площадей и снижения затрат — во главе угла у всех без исключения компаний», — говорит он.

«Российские компании, накопившие данные о затратах на содержание офисов в течение 5-10 лет, постепенно приходят к мысли о необходимости оптимизации подобных расходов и пытаются собрать под одной крышей разбросанные по различным помещениям департаменты», — рассказывает Сергей Кудрявцев, управляющий партнер Pridex. Выражается это не только в отказе от «лишних» метров, но и в экономии на отделке. По данным C&W, 70% сданных в I квартале офисных площадей предлагались в состоянии fitted-out, то есть отделанные под заказчика. С 2011 г. на рынке fit-out начали реализовываться несколько крупных проектов, свидетельствует и Кудрявцев. Офисы «под себя» делают: ГК «Мортон» (10 500 кв. м), «Атомстрой» (19 000 кв. м), «Открытие» (20 000 кв. м), «Русгидро» (22 000 кв. м), Росбанк (23 000 кв. м), Mail.ru (30 000 кв. м), «Лаборатория Касперского» (30 000 кв. м) и др.

Увеличить

Рубрика: Новости Москва

RSSКомментарии (0)

Trackback URL

Оставить комментарий