Местное самоуправление получит контроль над стройками

Столичные власти решили передать на уровень местного самоуправления полномочия стоимостью более 30 млрд руб. Предполагается, что муниципальные собрания будут принимать участие в распределении и контроле бюджетных средств, выделяемых на благоустройство дворов и капремонт жилья, а также согласовывать стройки мест­ного значения площадью до 1,5 тыс. кв. м. Реформа стартует в 2013 году, но уже в текущем году депутаты смогут «потренироваться» на распределении 4 млрд руб., которые мэрия дополнительно выделит на благоустройство.

Собрав все актуальные на местах полномочия, мэрия Москвы решила передать их муниципалитетам, которые пока что отвечают за досуг населения, опеку и развитие массового спорта. Благоустройство дворовых территорий, содержание скверов, капитальный ремонт жилья и точечное строительство внутри микрорайонов — проблемы, которые прямо затрагивают москвичей, — перестанут быть зоной ответственности только чиновников с Тверской, 13, и — вниз по вертикали — префектур и управ. Исполнительная власть поделится ими с депутатами на местах. «Это избыточная ответственность и неэффективный вариант принятия решений, которые, по сути дела, являются вопросами местного значения», — заявил вчера на VI съезде Совета муниципальных образований Сергей Собянин.

В сфере ЖКХ муниципальные образования с 2013 года получат право согласовывать адресные перечни капитального ремонта многоквартирных домов, благоустройства дворовых территорий и районных парков. До сих пор управы и префектуры решали, где и что ремонтировать, зачастую невзирая на мнение населения. Они же отбирали подрядчиков. Цена вопроса — 26 млрд руб., которые заложены на эти цели в бюджете текущего года. Сергей Собянин рассказал, что были предложения «просто передать эти деньги органам местного самоуправления, чтобы они сами распределили их», но от этого варианта решили отказаться. Полномочия будут делегированы депутатам без денег — они по-прежнему останутся в распоряжении префектур и управ. Однако без санкции депутатов потратить их на нужды района будет невозможно. Народные избранники войдут в состав комиссий, осуществляющих открытие и приемку работ, и таким образом смогут контролировать отобранных на конкурсах подрядчиков. Без их подписи работы попросту не будут оплачены. Кроме того, с 2013 года в бюджет Москвы планируется закладывать дополнительные 5 млрд руб. на районные нужды. Эти деньги, по словам Собянина, станут резервным фондом муниципалитетов и пойдут на конкретные проекты, отобранные по просьбам и жалобам жителей.

В сфере строительства муниципальные собрания смогут согласовывать стройки местного значения. К таковым мэрия отнесла объекты торговли, здравоохранения, культуры и спорта площадью до 1,5 тыс. кв. м, а также гаражи и храмы. Если объект строится за счет средств бюджета, депутаты должны утвердить выбор земельного участка; если площадка выставляется на торги или строительство ведется на земле инвестора, с ними будет согласовываться градостроительный план земельного участка. Стройка может быть отменена, если против выскажется две трети муниципального собрания. Собянин предупредил, что правом вето депутаты должны пользоваться «взвешенно и осторожно», чтобы оно «не превратилось в очередной административный барьер для бизнеса». На начальном этапе реформы муниципалитеты останутся под жестким контролем органов исполнительной власти. Если чиновники решат, что местное самоуправление не справляется с новыми обязанностями или злоупотребляет ими, возможность распределять бюджетные средства и согласовывать строительные проекты у них отберут. Для этого новые функции предполагается передать в форме отдельных государственных полномочий и прописать в городском законодательстве основания для их отзыва.

«Главное предложение реформы состояло не в выделении средств, а в том, чтобы представители местного самоуправления могли бы контролировать их распределение на городские программы благоустройства и капитального ремонта и прочее», — считает президент фонда «Институт экономики города» Надежда Косарева. «Сейчас в обществе наблюдается какая-то апатия к результатам муниципальных выборов, так как они не видят результатов деятельности депутатов на местах. Реформа может исправить такое положение дел», — добавляет эксперт. «В целом реформа получилась достаточно радикальной. Она может существенно изменить отношение избирателей к власти на местах и будет стимулировать граждан осмысленно голосовать на муниципальных выборах», — соглашается с ней профессор Московского архитектурного института, член Общественной палаты Российской Федерации Вячеслав Глазычев. С тем что большинство москвичей не знают своих депутатов муниципальных собраний, в мэрии согласны. «Теперь узнают», — уверены чиновники.

Рубрика: Новости Москва

RSSКомментарии (0)

Trackback URL

Оставить комментарий