Мини-города в Подмосковье: инфраструктура и цены

Проекты мини-полисов развиваются благодаря низким ценам и доступности услуг

Губернатор Московской области Сергей Шойгу недавно заявил, что Подмосковью нужна комплексная застройка, а не просто жилищное строительство. «Когда мы видим миллионы квадратных метров жилья, вокруг которых нет ни школ, ни больниц, это не годится», — подчеркнул тогда губернатор. Между тем некоторые застройщики стали воплощать эту идею еще до указаний сверху.

О масштабных проектах с богатой инфраструктурной начинкой рассказали аналитик аналитического центра «Индикаторы рынка недвижимости IRN.RU» Екатерина Кобыляцкая и директор по маркетингу девелоперской компании «Сити-XXI век» Михаил Куликов в ходе онлайн-конференции на тему «Строительство микрорайонами и мини-городами: в чем преимущества таких проектов в Подмосковье?». По мнению экспертов, при богатой инфраструктуре цены в таких масштабных проектах зачастую ниже, чем при точечной застройке. Но многое зависит от характеристик конкретного проекта.
 

Инфраструктура, а не объемы
Ограниченность предложения внутри МКАД компенсируется активным строительством в Подмосковье. По данным исследования аналитического центра «Индикаторы рынка недвижимости IRN.RU» «Весь рынок новостроек Москвы от ТТК и Подмосковья за 2010-2012 годы. Сравнительный анализ», за год, с начала 2011 года до начала 2012 года, в области появилось 76 новых объектов, тогда как в Москве – всего три (подробнее с обновленными данными за I полугодие 2012 г. можно познакомиться в обзоре завтра, 2 августа, на www.irn.ru).

Характерной тенденцией последних лет на первичном рынке Подмосковья стало появление масштабных проектов: территория области застраивается микрорайонами и целыми мини-городами. «По нашим оценкам, в Московской области насчитывается 66 объектов со строительной площадью 300 000 кв. м и более», — говорит Михаил Куликов.

Правда, не все крупные проекты можно причислить к мини-городам. Основной чертой последних является возведение коммуникаций и инфраструктуры, которые позволят в полной мере удовлетворить потребности будущих жильцов, соответствующие городским условиям жизни. «Поэтому не совсем корректно выделять в качестве основного критерия количество домов, — отмечает Екатерина Кобыляцкая. — Например, в первой очереди строительства «Трехгорки» было около 10 корпусов. Однако комплекс возводился практически в чистом поле, поэтому девелоперу пришлось строить и коммуникации, и всю необходимую для жизни инфраструктуру».

Обычно в крупных проектах застройки инфраструктура существенно богаче, чем в обычных ЖК – в них есть поликлиники и даже больницы, физкультурно-оздоровительные комплексы, торговые и развлекательные центры. Например, в проекте «Центр-2» (г. Железнодорожный) будет собственная музыкальная школа. В «Новом Домодедово» планируется возведение стадионов. В рамках проекта «Подольские просторы» планируется строительство центра социальной помощи семье, центра обслуживания пенсионеров и инвалидов. В «Ближнем Переделкино» построят собственный кинотеатр.

«Но для жителей одной, даже самой богатой инфраструктуры недостаточно, — поделился своими наблюдениями Михаил Куликов. — Эти выводы мы для себя сделали, постоянно общаясь с ними и обрабатывая запросы клиентов, как желающих купить квартиры, так и купивших их и проживающих в домах. Без, как ни странно, доброжелательной атмосферы в домах и общения добиться не только внешнего, но и внутреннего комфорта не так просто. И мы стараемся реагировать на новые тенденции. Например, осенью у нас в Строгинском мини-полисе открывается «Соседский клуб». Помимо театральной студии в него войдут школа танцев, в которой могут заниматься как взрослые, так и дети, и патриотический клуб со спортивными секциями и интересными занятиями по истории страны».

По подсчетам IRN.RU, в Подмосковье насчитывается около 30 как уже реализованных и активно реализующихся, так и заявленных масштабных комплексов с собственной развитой инфраструктурой. Наиболее активно такие проекты строятся на северо-западе Подмосковья, там расположено девять масштабных проектов (из них четыре на Волоколамском, три на Ленинградском, по одному на Новосходненском и Путилковском шоссе). На втором месте юго-запад, восемь проектов, из них четыре – на Калужском шоссе. Также достаточно активное масштабное строительство ведется на востоке области – шесть проектов, один из них в московском районе Кожухово. Наименее популярные для комплексной застройки направления – север, северо-восток и юго-восток (по одному проекту).

Самые известные проекты – «Красногорье», «Трехгорка», «Град Московский», «Красная горка», «Солнцево-парк». Среди новых масштабных проектов можно назвать, например, «Загородный квартал» в Химкинском районе. А компания «Сити-XXI век» в рамках мини-полиса «Радужный» (город Видное) строит новый квартал «Краски жизни». «Компания уже построила в рамках проекта восемь жилых домов и детский сад. Предусматриваются торговый центр шаговой доступности и школа со спортивной составляющей», — рассказывает Михаил Куликов.
 

Дешевле, но не всегда
Строительство «оптом», как правило, означает более низкие цены для покупателей. «Чем больше объемы строительства, тем больше квартир надо продавать в единицу времени (в месяц, год), чтобы быстрее компенсировать расходы и привлечь новые средства. Поэтому девелоперы должны если не демпинговать, то как минимум удерживать цены в пределах рынка или чуть ниже», – полагает Екатерина Кобыляцкая. Например, квадратный метр в микрорайоне «Первый Московский» стоит на 10 000 руб. меньше, чем в новостройках на той же стадии строительства, расположенных в уже благоустроенных комплексах (74 100 руб. против 84 700 руб.). В проекте «Красногорье», который уже благоустроен, квартиры до сих пор дешевле, чем в соседних точечных новостройках Красногорска (78 700 руб. против 94 100 руб.).

Но ценовая политика зависит от темпов и общей стратегии строительства. Если жилье выводится очередями сразу по несколько корпусов, то озвученное выше правило действует. «Однако существуют примеры, когда у девелопера есть возможность строить «в час по чайной ложке»: строится один корпус и продается, затем только начинается строительство следующего и т.д. (как, например, возводились первые корпуса в «Новокуркино»). В этом случае нет необходимости привлекать сразу большой объем средств, поэтому девелопер может себе позволить держать цены на уровне аналогичных точечных объектов», — отмечает аналитик IRN.RU.

К тому же многое зависит и от характеристик конкретных объектов. «Мы реализуем крупные проекты с большими объемами строительства, но цены в них не могут быть ниже средних по рынку, и связано это прежде всего с повышенным классом жилья и высоким качеством строительства», — говорит Михаил Куликов. Например, в квартале «Краски жизни», который компания строит в Видном, дома имеют индивидуальные проектные решения, будут возводиться по монолитной технологии с вентилируемыми фасадными системами типа Minerit финского производства.

Кроме того, говорить о снижении себестоимости строительства при больших объемах для девелопера можно только по отношению к типовым панельным новостройкам. «Себестоимость строительства монолитного жилья не существенно снижается при увеличении масштабов застройки, – подчеркивает эксперт из компании «Сити-XXI век». — Целесообразнее учитывать инвестиционную себестоимость строительства, которая включает не только строительно-монтажные работы. Подключение к инженерным коммуникациям и социальная нагрузка приводят к значительному повышению этого показателя. И чем масштабнее объемы строительства, тем выше цена технических условий [платы за подключение к энергомощностям – IRN.RU] в силу увеличения необходимых мощностей».
 

Предложение не обгонит спрос
Учитывая существенное увеличение предложения на первичном рынке Подмосковья, заместитель генерального директора компании «Финвестрой» Руслан Кобзарёв в ходе онлайн-конференции задал закономерный вопрос: «При таких масштабных проектах произойдет ли снижение стоимости квадратного метра? Не произойдет ли перенасыщение рынка недвижимости в новой Москве и Подмосковье?»

В разговорах о планах по строительству Большой Москвы власти делают акцент на малоэтажном строительстве, а значит, там не будет такой высокой плотности застройки, как во многих городах Подмосковья. «Кроме того, учитывая масштабность проекта и текущую стадию его подготовки, срок его реализации займет не один десяток лет, – считает Екатерина Кобыляцкая. – Вот почему в ближайшие годы переизбытка предложения, способного привести к снижению цен, на новых территориях не предвидится». Подробнее о перспективах развития новых территорий читайте в статье «Будет ли построена Большая Москва?».

Михаил Куликов считает, что рынок недвижимости Московского региона в целом более чувствителен к внешнеэкономической конъюнктуре, чем к событиям внутриотраслевого характера: «В настоящее время мы не прогнозируем серьезных колебаний цен на жилье. Что касается увеличения объемов строительства в Московской области, то оно компенсируется их значительным снижением в столице. Тем самым баланс спроса и предложения в целом позволяет сохранять рынку устойчивость».

Борьба за покупателя даже в самых насыщенных новостройками городах, по мнению эксперта, будет характеризоваться не снижением цен, а повышением качества предложения и вводом дополнительных услуг.

Екатерина Кобыляцкая согласна, что в условиях экономической стабильности переизбытка предложения в ближайшие 10 лет не должно случиться, так как Подмосковье остается иммиграционно привлекательным регионом, а значит, спрос останется высоким. Зато в случае ухудшения макроэкономической обстановки, по прогнозам специалистов аналитического центра «Индикаторы рынка недвижимости IRN.RU», на наиболее застраиваемых направлениях возможна некоторая ценовая коррекция вниз.

Рубрика: Новости Подмосковья

RSSКомментарии (0)

Trackback URL

Оставить комментарий