Наступивший год будет непростым для столичного стройкомплекса

Не секрет, что в 2011 году руководители стройкомплекса в основном доделывали то, что было начато их предшественниками: достраивали второй выезд из Куркина, вводили в строй развязку на пересечении МКАД с магистралью Вешняки — Люберцы, заканчивали работы на Люблинско-Дмитровской линии метрополитена и т. д. Теперь пришла пора отвечать за собственные проекты и решения.

На оптимистичной ноте
2011 год московские строители закончили в целом на оптимистичной ноте. Как доложил на последнем заседании столичного правительства заместитель мэра Марат Хуснуллин, удалось перекрыть все основные показатели предыдущего периода. В частности, ввод объектов недвижимости вырос с 5,9 млн кв. метров до 6, 4 млн кв. метров, жилья — с 1,7 млн кв. метров до 2 млн кв. метров, адресно-инвестиционная программа оказалась выполнена на 80%, тогда как в 2010 году — на 70%. «При этом, если бы мы не экономили на конкурсах и продолжали строить все, что изначально планировалось, безусловно, программа была бы выполнена на 100%», — заверил господин Хуснуллин.

Заммэра напомнил, что в ходе ревизии госконтрактов, заключенных прежней горадминистрацией, власти решили отказаться от реализации объектов дорожно-транспортной инфраструктуры на 30 млрд рублей. Строительство части из них было признано экономически неэффективным, остальные — перепроектированы для других задач. По сохранившимся контрактам с подрядчиками были подписаны допсоглашения о снижении стоимости работ на общую сумму 2,5 млрд рублей. Еще 20,8 млрд рублей, или почти 11% первоначально заявленной цены, стройкомплекс сумел сэкономить на аукционах и конкурсах, прошедших за 2011 год. Притом что сами стартовые цены по результатам проверки госэкспертизы также были снижены в среднем на 19%. «Таким образом, — резюмировал Марат Хуснуллин, — если пересчитать в прямые деньги, то экономия составит более 50 млрд рублей, которые пойдут в дальнейшие годы на развитие метрополитена».

Однако особенную гордость у главного строителя Москвы вызывают показатели дорожного строительства, на которые делало ставку правительство Сергея Собянина. Объемы дорожного строительства по сравнению с 2010 годом выросли на 88%. «В 2011 году нам удалось пустить развязку Вешняки — Люберцы, второй выезд из Куркина, а также транспортную развязку у метро «Сокол», — перечислил объекты заммэра. Всего в эксплуатацию сдано 78 км новых дорог, из них 56 км — это участки магистральных дорог, эстакады и съезды.

По объектам метрополитена итоговые показатели 2010 года оказались превышены на 69%. Вместо одной станции или одного перегона введены сразу три — «Борисово», «Шипиловская» и «Зябликово». По мнению Марата Хуснуллина, это тоже «серьезный прорыв». Кроме того, в начале зимы стартовали работы на 90 площадках задела 2012-2016 годов. Для сокращения сроков строительства новые линии столичной подземки будут проектировать и прокладывать одновременно. Напомним, что подрядчикам необходимо выйти на мощности 15 км путей в год.

Горячие точки
Вместе с тем ряд поставленных задач стройкомплексу выполнить все же не удалось. В первую очередь это касается социальных объектов и программ. Марат Хуснуллин не стал скрывать, что муниципального жилья в 2011 году было построено всего 574 тыс. кв. метров. По данным департамента экономической политики (ДЭП), это 85% от плана. «Адресной инвестиционной программой города было предусмотрено ввести 671,8 тыс. кв. метров общей жилой площади. Недовыполнение обусловлено проблемой освобождения площадок под строительство», — поясняет глава ДЭП Марина Оглоблина. За счет имеющихся у Москвы резервов в виде доли в инвестконтрактах и ранее закупленных в соседней области новостроек участникам городских жилищных программ будет передано в общей сложности 700 тыс. кв. метров жилья. Это меньше, чем в предыдущие годы (для сравнения: в 2008 году департамент жилищной политики получил 2,3 млн кв. метров жилья, в 2009-м — 1,1 млн кв. метров, в 2010-м — 831,3 тыс. кв. метров). Программой «Жилище» предусмотрено в 2012 году строительство 820 тыс. кв. метров жилья по горзаказу, в 2013-2016 годах по 760 тыс. кв. метров. При существующих темпах работ это непростое задание.

Общие объемы строительства жилья в столице также отличаются от первоначально заявленных показателей. Если в начале прошлого года руководство стройкомплекса объявляло о намерении ввести в эксплуатацию не менее 2,5 млн кв. метров новостроек, то к осени прогнозы снизились до 2,3 млн кв. метров, а в итоге объем ввода вряд ли превысит 2 млн кв. метров (официальные данные Мосгорстата за декабрь еще не оглашены, а за январь-ноябрь на территории города вместе с Люберецкими полями было построено чуть больше 1,4 млн кв. метров жилья).

Есть проблемы и со сносом пятиэтажного фонда: в январе 2011 года в перечне на ликвидацию значилось 413 объектов, а в конце ноября — 398. Глава департамента градостроительной политики Сергей Лёвкин в беседе с журналистами приводил другие цифры: по его данным, за счет бюджета в прошлом году должны были разобрать 78 «хрущоб», снос 17 из них пришлось перенести на первый квартал 2012 года. Напомним, что строители пообещали Сергею Собянину полностью покончить с пятиэтажками сносимых серий до конца 2014 года. Это означает, что объемы сноса (и переселения жителей) должны достигнуть невиданных ранее масштабов — более 130 домов ежегодно.

Еще одной «горячей точкой» для строителей в минувшем году стало сооружение детских садов. Итоговые цифры пока неизвестны, однако, по данным Мосгорстата, за 11 месяцев в границах столицы было построено 15 ДОУ и еще два на территории области (первоначально планировалось 50). Проблемы с недобросовестными подрядчиками заставили мэрию перейти на новый принцип организации работ. Теперь строительством дошкольных учреждений занимается казенное предприятие, которое имеет полномочия отбирать подрядные организации, руководствуясь не только предлагаемой ими ценой, но и другими критериями. Всего в 2012-2016 годах в Москве необходимо осуществить строительство и ввести в эксплуатацию 400 новых детских садов.

Старые проекты исчерпаны
Выступая перед коллегами из московского правительства, Марат Хуснуллин перечислил также ряд знаковых строек, которые были завершены в 2011 году. В первую очередь это Большой театр, а также Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского, Академия искусств Сергея Андрияки, корпус НИИ им. Н.В. Склифосовского и еще целый ряд объектов. Все эти стройки были начаты (и практически доведены до конца) еще прежней администрацией. Также новой команде пришлось доделывать уже строящиеся в Москве транспортные развязки и продолжение Люблинско-Дмитровской линии метрополитена.

В этом смысле 2012 год будет качественно отличаться от своего предшественника. Все старые проекты практически исчерпаны, пора приниматься за новые. Основной упор, как уже не раз было заявлено с высоких трибун, стройкомплексу предстоит сделать на транспортном строительстве и развитии парковочного пространства. Департамент строительства уже подвел итоги конкурсов на реконструкцию Варшавского и Каширского шоссе, со дня на день (вскрытие конвертов состоялось 30 декабря и 12 января) должны определиться подрядчики еще по 7 магистралям (Рязанский проспект, Волгоградский проспект, Можайское шоссе, шоссе Энтузиастов, Щелковское шоссе, Ленинградское шоссе от метро «Сокол» до МКАД и поперечная связка Рублевское шоссе — Балаклавский проспект). Всего в течение наступившего года строители предполагают начать работу на всех 19 вылетных трассах. Это будет первый серьезный вызов для городских властей. «Недовольство жителей неизбежно, но другого способа улучшить транспортную ситуацию в столице у нас нет», — признают в горадминистрации. Основной целью реконструкции вылетных трасс является увеличение их пропускной способности. Устройство боковых проездов, оборудование выделенных полос и заездных карманов, ликвидация ряда светофорных объектов позволит осуществлять движение транспорта без задержек. Особенно комфортные условия, по расчетам чиновников, будут созданы для наземного общественного транспорта. «Мы решили приступить к реконструкции вылетных магистралей, так как строить новые радиусы — это слишком дорого, — поясняет стратегию Марат Хуснуллин. — У меня не вызывает сомнений необходимость строительства Четвертого транспортного кольца, но не за триллион рублей. Чтобы облегчить транспортную ситуацию в городе, мы нашли более дешевые решения». По его оценкам, модернизация одной трассы обойдется бюджету в 8-9 млрд рублей, или порядка 152-171 млрд рублей за все. Сроки работ предельно жесткие: все 19 магистралей должны быть сданы в эксплуатацию в 2015 году.

Очень сложная задача, которая не стояла перед прежним руководством города и которая является приоритетной для правительства Сергея Собянина, связана с наращиванием темпов строительства метро. В 2012 году, как и в 2011-м, планируется открыть три новые станции: «Новокосино» на Калининской линии, «Алма-Атинская» на Замоскворецкой линии и «Пятницкое шоссе» на Арбатско-Покровской линии, но при этом по протяженности путей подземка должна вырасти уже не на 4,5 км, а на 8 километров. Еще в планах на следующий год — построить второй выход со станции «Марьина Роща» Люблинско-Дмитровской линии, открыть к весне отремонтированные вестибюли станций «Парк культуры», «Медведково» и «Бабушкинская», где ведется замена эскалаторов, отслуживших положенный срок. Планировалось, что они заработают до конца 2011 года, но из-за задержки с поставкой эскалаторного оборудования сроки отодвинулись.

Планы по развитию парковочного пространства предусматривают создание не менее 400 тыс. новых машино-мест. В 2012 году упор должен быть сделан на строительстве парковок в составе транспортно-перехватывающих узлов (ТПУ) и в центральной части города, которая испытывает наибольшую транспортную нагрузку.

Несмотря на масштабность и амбициозность заявленных планов, в руководстве города не сомневаются, что у строителей все получится. «Хотя нас постоянно пугают очередным мировым финансовым кризисом, мы будем продолжать масштабное строительство и реконструкцию», — заявил в одном из недавних телеинтервью Сергей Собянин, отметив, что для этого у Москвы есть все ресурсы: финансы, программы, люди, которые умеют работать.

Рубрика: Новости Москва

RSSКомментарии (0)

Trackback URL

Оставить комментарий