Неценовые факторы спроса на недвижимость

Спрос на офисные помещения приближается к максимальным показателям 2007-2008 годов.

С начала 2011 года уровень вакантных площадей в офисном сегменте остается практически стабильным: в бизнес-центрах класса "А" вакантно порядка 18 %, в бизнес-центрах класса "В" – около 12%. Средние показатели арендных ставок также остаются неизменными.

Известно, что покупатель в первую очередь интересуется тем, сколько стоит товар, который он хочет купить
, соизмеряя свои желания со своим доходом. Но на спрос, его структуру и динамику влияют и многочисленные факторы экономического, социального и технологического характера. Казалось бы, никак не связанная с офисной недвижимостью новость об ужесточении наказания за неправильную парковку в Москве до 2500 рублей, гарантировано повысит спрос на бизнес-центры с достаточным количеством парковочных мест.

Еще одним немаловажным фактором, влияющим на выбор объекта, является эффективная работа Управляющей компании. Все расходы, связанные с управлением, оплачивает арендатор отдельными платежами, по принципу "open book", т.е. за фактически оказанные услуги, а потому вопрос конкурентоспособности объекта напрямую зависит от качества и стоимости
управления объектом для арендаторов.

Можно отметить влияние на спрос т.н. фактора статустности объекта. Существуют исторически проблемные зоны для офисной недвижимости — это юго-восток, восток Москвы, и традиционно наиболее престижные: ЦАО, ЗАО, ЮЗАО, СЗАО. Но последние веяния могут нарушить привычную расстановку сил. В частности расширение Москвы может привести к тому, что потенциальные девелоперы начнут проявлять активный и даже агрессивный интерес к строительным площадкам на этих территориях. Правда, одного ренейминга для этого недостаточно, должны быть и объективно-экономические условия: создание новых инфраструктурных объектов, прежде всего транспортной составляющей, социальных объектов, роста доходов жителей и т.п. Так же переезд госчиновников может стать мощным магнитом, который начнет вытягивать деловую активность за МКАД.

Возвращаясь к ценовому фактору спроса можно прогнозировать, что рынок продолжит рост, так как новые интересные офисные проекты начнут выходить к 2014 году. И эта пауза вкупе с административными ограничениями на новое строительство в центре приведут к тому, что вакантные площади качественной недвижимости окончательно "поглотятся" рынком. А определенный дефицит будет способствовать росту цен и арендных ставок. До конца года мы можем увидеть дополнительный рост, в среднем на 10% как для арендных ставок, так и для цен продаж.


// Юрий Тараненко, директор компании «МИЭЛЬ-Коммерческая недвижимость»

Рубрика: Новости Москва

RSSКомментарии (0)

Trackback URL

Оставить комментарий