О массовом переезде не может быть и речи

Президент Национальной академии дизайна ВЯЧЕСЛАВ ГЛАЗЫЧЕВ в разговоре с корреспондентом "Ъ" АЛЕКСАНДРОМ ЧЕРНЫХ выразил сомнение, что федеральные власти массово переедут из центра города на выселки.

— Большая Москва вообще нужна? Москва же и так самый большой город в стране.

— Идея средневекового города со стеной, реальной или виртуальной (как в случае с МКАД), себя исчерпала. Большие города — естественное следствие взаимной связанности территории соседних регионов, их схем налогообложения, социальной политики, транспортных систем. Большой Нью-Йорк — 17 тыс. кв. км — вообще включает куски территории трех штатов. В мире понятие "агломерация" означает конфедерацию соседних муниципалитетов, как, например, в Большом Торонто. В нашем законодательстве есть статья о межмуниципальном взаимодействии, но эгоизм отдельных "феодальных" владений настолько велик, что нигде в России она не использовалась. Так что административное присоединение, увы, оказывается единственно реальным путем.

— А почему у новой Москвы такие границы?

— Прежнее московское правительство вело популистскую политику и выстроило за счет льгот целую стену. Ни одна власть не рискнет отнять эти привилегии. А сделать реально Большую Москву, в которую входят Балашиха, Химки, другие города, не по зубам, на это денег нет. Поэтому был выбран самый малонаселенный кусок, в котором нет городов с населением больше 40 тыс. человек.

— Какой вам видится Большая Москва? Малоэтажная застройка с частными домами? Таунхаусы?

— Никакое одноформатное решение не является оптимальным. Американская одно-двухэтажная субурбия (пригороды.— "Ъ") — это расточительство земли и излишняя экологическая нагрузка. Присоединенная территория — это гослесфонд, его надо сберегать. Это также довольно эффективные агропредприятия, дачные поселки, садовые товарищества. Таким образом, задана мозаичность постройки. Ее надо принять как основание, а не думать о бульдозерном сносе. Соответственно, надо нащупывать рациональные места для высокотехнологических производств и жилья. Причем важно, чтобы это были не "ковры" из многоэтажек, как в Красногорске, где с коляской прогуляться негде. Поэтому я надеюсь, что будут все типы застройки: и плотная малоэтажная, и одноэтажная, и среднеэтажная.

— А как может выглядеть новый административный центр, куда перевезут власть?

— Вокруг этого будет много полемики. Но о массовом переезде не может быть и речи. Даже Никите Сергеевичу Хрущеву не удалось вывести один лишь Минсельхоз. Помимо административного сопротивления есть другая проблема — что делать с огромными сундуками, в которых обитают чиновники? Эти здания неудобные, скверные, для отелей не годятся. Бизнес напихать туда не получится — аренда слишком дорогая, и по транспортной нагрузке выигрыша нет. Думаю, идея переезда ведомств тихо заглохнет. Но не полностью — если деловой центр будет реальностью, он притянет к себе часть администрации.

— При появлении Большой Москвы нужно будет менять транспортную систему. Каким видам транспорта должно отдаваться предпочтение?

— Мировой опыт показывает, что полагаться на один вид транспорта неэффективно. Только соединение практически всех видов, причем без отказа от частного автотранспорта, даст результат. Рельсовый транспорт нужен обязательно, он обеспечивает наибольшую плотность потока при достаточной мере комфорта. Шоссе — да. Но нужна вторая сеть дорог. Потому что центробежный, центростремительный паучок дорог, на котором мы исторически сложились, плохо работал даже с извозчиками. Пробки в Москве бывали и до автомобиля. Нужно делать наложение на существующую сеть еще одной, которая завязывает Большую Москву и область.

— В концепции ставится задача сократить количество рабочих мест в центре на 1 млн и создать 1,5 млн на новых территориях. Как это можно сделать?

— Нас ожидает возвращение к идеям неплохого московского генплана 1971 года, который предполагал формирование семи вспомогательных центров — даунтаунов. Места для них в городе есть — на промышленных территориях. Тут ставится задача перераспределить рабочие места между центром и прочей территорией нынешней Москвы. Во-вторых, нужно создавать новое жилье и рабочие места в области. Если там будет хорошо работать и комфортно жить, немало людей туда переедет.

— Не потеряют ли власти интерес к проекту после президентских выборов?

—- Нет. Я абсолютно убежден. Это не искусственные, а вынужденные задачи. Может быть, не будет лихорадки — и это тоже хорошо.

Рубрика: Новости Подмосковья

RSSКомментарии (0)

Trackback URL

Оставить комментарий