Первые этажи муниципальных домов станут автостоянками

Строительство подземных паркингов в социальных и переселенческих домах Москвы со следующего года будет запрещено. Причина столь резкой смены настроений столичных властей — дороговизна подобных сооружений (себестоимость одного машино-места в муниципальном доме зашкаливает за миллион). Город попробует сэкономить за счет переноса подземных автостоянок на нижние этажи.

— Сооружение одного парковочного места в подземной стоянке обходится городу в 1,5 млн рублей, — утверждает глава Комплекса градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин. — Строительство под землей вообще самое дорогостоящее. Люди не в состоянии выкупить подобные машино-места. Они пустуют и приносят убыток. Город же выбрасывает деньги, которым можно найти более рациональное применение.

В качестве альтернативы господин Хуснуллин предлагает использовать под стоянки первые этажи жилых зданий. Идею, по его признанию, он позаимствовал у китайцев. В густонаселенных городах Поднебесной, в условиях дефицита территорий под застройку, подобный метод работает весьма удачно.

— В китайском многоэтажном доме, как правило, четыре первых этажа — паркинг, а над ним жилье, — говорит Марат Хуснуллин. — Технически в такой конструкции нет ничего сложного. Однако у нас это потребует изменения существующих строительных регламентов.

В Москве уже построено несколько типовых домов с гаражами в нижних этажах. Но эти эксперименты трудно назвать удачными.

— Стоянки на уровне первого этажа жилого дома заложены в серии домов «Юбилейная», — рассказал Роман Шурер, главный инженер ДСК-1, изготавливающего типовые серии домов. — Два из них возведены нами на Хорошевском шоссе рядом с метро «Полежаевская». Но в них всего 16 машино-мест на 60 квартир. Себестоимость таких стоянок оказалась очень высокой. Кроме того, у нас возникали единичные случаи, когда приходилось встраивать гаражи в серийные дома, например, в Южном Бутове и в Марьине. Однако эти автостоянки расположены в стилобатной части зданий.

В конце минувшего года в стройкомплексе столицы прошло первое заседание Объединенного научно-технического совета (НТС) по вопросам градостроительной политики и строительства города Москвы, на котором проектировщики представили проекты паркингов в жилых домах, в том числе типовых.

Разработчиками пилотных проектов стали ГУП «МНИИТЭП» и компания «АМОС-1» (последняя — по заказу ПСФ «КРОСТ»). МНИИТЭП представил проект надземного паркинга закрытого типа в «холодном» и «теплом» вариантах для домов типовых серий П3-М и П44-Т. КРОСТ — проект надземного паркинга открытого типа для дома индивидуального строительства. В обоих случаях между гаражной и жилой частями дома предусмотрен технический этаж, который послужит для разводки инженерных коммуникаций. Пассажирский лифт напрямую соединит гараж с жилой частью дома. Предполагается, что гараж и дом будут стоять на общем фундаменте. При этом длина и ширина гаража могут быть больше, чем в жилой части здания.

По предварительным расчетам, стоимость одного машино-места в ценах 2011 года в «холодном» гараже составит 398,3 тыс. рублей, в «теплом» — 472,5. В паркинге, представленном компанией «КРОСТ», — порядка 450 тыс. рублей.

— Я всегда был против подземных гаражей, потому что из-за них себестоимость строительства дома серьезно увеличивается, — заметил творческий руководитель МНИИТЭП Юрий Григорьев. — Идея с переносом гаражей на нижние этажи хорошая, но требует скрупулезного просчета, сколько мы в данном случае теряем жилья, как эти потери компенсировать. Ведь «из жизни» выпадут три этажа. Сейчас институт плотно работает над решением данной задачи. Мы выверяем стоимость типового проекта. Естественно, возникает множество вопросов — с дымоудалением, вентиляцией, эвакуацией людей в случае пожара.

Проектировщикам придется детально прорабатывать схему движения машин в гараже. Оплата квадратных метров полосы переезда автомобилей ляжет на плечи автовладельцев. Соблюдение всех экологических стандартов также повысит стоимость работ. В результате предполагаемые цифры строительства могут вырасти.

Марат Хуснуллин поручил руководителю департамента градостроительной политики Сергею Лёвкину подыскать две площадки для возведения экспериментальных домов с различными конструктивными решениями стоянок в нижних этажах. При обязательном условии, что дома должны быть введены в эксплуатацию уже в следующем году. Глава стройкомплекса распорядился подобрать на перспективу еще 5-10 площадок, где могут быть реализованы различные проекты размещения гаражей.

Руководитель стройкомплекса подчеркнул, что интерес города к наземным паркингам вовсе не означает, что подземных гаражей строить больше не будут.

— Уйти из-под земли наверх — не самоцель, — говорит Марат Хуснуллин. — Наша цель — добиться экономии. Если в каком-то районе дешевле строить под землей, то будем делать подземные автостоянки.

В поисках парковки
Московские власти на протяжении десятилетий пытаются решить гаражно-парковочную проблему. В 2011 году в Москве активно реализовывалась программа создания дополнительных парковочных мест на внутридворовых и внутриквартальных территориях. Вблизи объектов соцсферы строились отдельно стоящие многоярусные паркинги. Итог работы стройкомплекса, префектур округов и профильных департаментов — свыше 600 тыс. машино-мест, что несколько улучшило ситуацию. При этом масштабный проект «Народный гараж», на который возлагались большие надежды, души автолюбителей не согрел. Из-за высоких цен на машино-места реализация идеи серьезно пробуксовывает. По этой причине столичный департамент имущества пошел на эксперимент — стоимость машино-места в ряде гаражных комплексов снижалась. Однако большинство из них так и не купили.

Прямая речь

Святослав Миндрул, генеральный директор института «Моспроект» :

— Предпринимается попытка уйти от старых, привычных и далеко не всегда эффективных схем. Предложение по переносу гаражей на первые этажи жилых зданий хорошее, но его нужно серьезно проработать. По предварительным подсчетам нашего института, реализация данной идеи может оказаться не дешевле, чем устройство подземных гаражей. Во-первых, переданные под стоянку этажи приведут к потере жилых площадей. Во-вторых, возникнет проблема с жильем для инвалидов, квартиры которым традиционно предоставляются на первых этажах. Появятся дополнительные проблемы с пожарными, много других технических вопросов, требующих решений. Чтобы реально оценить, насколько идея выгодна, нужно построить хотя бы один экспериментальный дом и эмпирически определить эффективность данного строительства.

Владимир Сливяк, сопредседатель международной экологической группы «Экозащита»:

— Сложный вопрос — экологичность подобных парковок. Очень важно, как они будут устроены. Автомобильные выхлопы станут подниматься к окнам жильцов, и их нужно будет нейтрализовать. Если проблема экологической безопасности парковок не будет решена, они начнут отрицательно воздействовать на здоровье жителей данных домов.

Александр Максимец, директор ООО «Инжиниринг Консалтинг Компани»:

— Идея вполне реализуема. Однако речь идет о нестандартной конфигурации объекта, который с трудом вписывается в существующие нормы. Необходимо учесть, что машины, заезжая и выезжая из здания, окажут вибрирующее воздействие на его несущую конструкцию. Возникнут и иные побочные явления. Потребуется планировочное решение, которое позволит максимально нивелировать влияние такого рода факторов.

Рубрика: Новости Москва

RSSКомментарии (0)

Trackback URL

Оставить комментарий