Подорожает ли недвижимость из-за затрат на рекламу?

В начале сентября несколько ведущих рекламных площадок недвижимости в Интернете подняли цены на публикацию объявлений о продаже или аренде. По мнению экспертов агентства недвижимости DOKI, увеличение затрат на рекламу коснется сильнее всего риелторов, занимающихся арендой недорогого жилья.

Прошло то время, когда единственным носителем информации о продаже или аренде недвижимости были печатные издания. На сегодняшний день подавляющее большинство рекламных источников, в том числе, и профессиональных, доступны через Интернет. Реклама в Интернете подтолкнула кризис 2008 года. Однако сегодня, ощутив усиление спроса, успешные рекламные площадки перестали быть дешевыми, поднимая расценки на свои услуги для риелторских компаний в разы, что ведет к увеличению затрат риелтора. Но если дорожает себестоимость работы, не подорожают ли сами работы? "Безусловно, это может привести к повышению риелторских комиссий, — считает Леонид Меньшиков, генеральный директор агентства недвижимости DOKI, — поскольку риелторы делят между собой комиссию. К сожалению, сильней всего это ударит по экономичному сегменту рынка, поскольку именно недорогие объекты аренды составляют большинство. Вполне вероятно, что в ближайшее время ставки агентской комиссии начнут расти".

Если в бизнес- и элитном сегментах комиссию агенту, как правило, платит собственник, то в экономклассе дело обстоит иначе. Собственники считают, что это удел арендатора. Когда арендодатели сдают квартиру, они не хотят платить комиссионные агентству, рассчитывая на то, что за них это сделает арендатор, и забывая о том, что арендатору нужно заплатить условно сразу три платежа: 1) арендную плату за первый месяц, 2) вознаграждение агентству, 3) обеспечительный платеж. При этом на рынке очень мало арендаторов, располагающих сразу 300% арендной платы – большинство имеет средства на оплату первого месяца и внесение обеспечительного платежа – да и то с натягом, поскольку речь идет о низком ценовом сегменте – до 50000 рублей в месяц. Подобное положение вещей возникло в годы бешеного роста рынка, когда квартир на всех не хватало. Арендаторы были готовы на все – в том числе и на то, чтобы платить больше, чтобы нужная им квартира не ушла. Постепенно всех к этому приучили. Самое удивительное, что даже кризис не изменил ситуацию. Теперь представим, что это агентское вознаграждение (100%) ещё и увеличится…

В развитых странах сторона, которая платит комиссию, а также размер вознаграждения могут отличаться даже в пределах одного государства. В Австралии — арендатор платит 5,5% + GST (Good and Services Tax). В Германии — 100% (платит арендатор). В США в разных штатах по-разному: во Флориде, Калифорнии, Иллинойсе комиссию оплачивает арендодатель. В Нью-Джерси арендатор платит 100% от месячной арендной платы, в Нью-Йорке — 10% от годовой арендной платы. Но возможны и исключения — например, если арендодатель очень заинтересован в том, чтобы сдать объект. В Лондоне арендодатели платят агенту 8-15% от арендной платы за найденного жильца, а арендаторы — фиксированную ставку (примерно 100 фунтов) плюс плату за оформление договора.

В то же время, по мнению Меньшикова, рынок продаж также ощутит увеличение затрат на рекламу, учитывая существенно более долгий (по сравнению с арендой) срок экспозиции объектов и нерешительность покупателей.

Вероятно, при такой ситуации могут сложиться условия для дележа процентов риелторами в процессе продажи недвижимости, как это происходит в США, где риелтор продавца делит комиссию с риелтором покупателя. Но ставка комиссионных там составляет 6%…

Рубрика: Новости Москва

RSSКомментарии (0)

Trackback URL

Оставить комментарий