Покупатели ждут перемен

Гипермаркет на колесах, торговый центр для полицейских с семьями, магазины с системами «дополненной реальности» и другие нововведения в классических ТЦ неизбежны

В начале февраля многострадальный «Афимолл сити» вновь заставил о себе говорить в негативном ключе: у входа в метро в здании рухнула часть потолочных конструкций. В прошлом году арендаторы жаловались на затопления, некоторые арендаторы съехали из ТЦ, не найдя компромисса с владельцем, например Uniqlo. Сейчас значительная часть магазинов на нижнем этаже закрыта белым гипсокартоном. Консультанты осторожно говорят о необходимости изменений в одном из самых больших центров Москвы.

Вынуждены обновляться
Реконцепция, реконструкция становятся актуальными на рынке торговой — и не только торговой — недвижимости. «Потребители хотят получать что-то новое, яркое. Приходится строить, понимая, что объект рассчитан на 4-5 лет, а потом устареет», — жаловался совладелец девелоперской компании. Один из наглядных примеров — «Атриум» на Курской, в котором постоянно что-то меняется, кто-то переезжает, этажи открываются, закрываются, снова открываются.

О реконцепции заявляла IKEA, появившиеся сильные соседи вынудили голландский фонд со шведскими корнями заняться «программой оптимизации», как сказали в пресс-службе. Для «Мега Химки» конкуренцию составил открывшийся на Ленинградском шоссе «Метрополис», для «Мега Теплый Cтан» — ТРЦ «Вегас». В настоящее время идет активная ротация арендаторов, сообщил Дмитрий Бурлов, исполнительный директор компании «Магазин магазинов в ассоциации с CBRE». Приходят новые международные бренды, в 2011 г. в разные «Меги» были привлечены Desigual, American Eagle Outfitters, Tallu Weijl, Petit Patapon, BabyBjorn, Victoria's Secret и др., добавляет он.

В прошлом году подверглись реконцепции центры сети «Капитолий», вспоминают в Colliers International. ТЦ «Веймарт» превратился в аутлет Brand City. Он был вынужден измениться, иначе его «сожрал» бы соседний «Вегас», прокомментировал один из брокеров. Но это не аутлет в полном значении, часть магазинов работает без дисконта, в обычном ценовом диапазоне, добавил эксперт.

В Санкт-Петербурге в этом году после реконструкции откроются ТРЦ «Лондон молл» (бывший «Феличита») и «Академ парк» (бывший «Грейт»), в Екатеринбурге на реконструкции находятся ТЦ «Гринго», «Кит», перечисляют в Colliers International.

Время «покупают все» закончилось, и застройщики вынуждены искать новые форматы. Почти одновременно в Московском регионе было заявлено о трех аутлет-центрах: Outlet Village Belaya Dacha, Fashion House и Vnukovo Outlet Village (подробнее см. статью на стр. 20). Первые два должны были выйти еще в прошлом году, но сроки их открытия перенесены (по российской традиции) на год. Аутлет во Внукове, как ожидается, откроется в 2013 г. В Европе число аутлетов ежегодно прирастает на 20-25%, утверждает Вера Сецкая, президент GVA Sawyer. «Мы считаем аутлеты крайне перспективными для российского рынка, в том числе и для региональных городов с населением более 1 млн жителей», — говорит она.

Девелоперы также с большим оптимизмом рассматривают этот незамысловатый формат. Коробка в поле с наземным паркингом, известные бренды с большим дисконтом (30-70%), якорей привлекать не нужно, тратиться на архитектурные изыски не нужно. Фактически старый добрый вещевой рынок в модной упаковке.

Пробы форматов
Ритейлеры, как никто другой, знают о необходимости постоянных изменений. Операторы постоянно предлагают новые форматы, требуя от девелоперов энергичной поддержки.

Сеть «О'кей» собирается развивать формат дискаунтеров, X5 Retail Group уменьшает площади гипермаркетов «Карусель» — невнятый был формат, комментирует Андрей Васюткин из «Магазин магазинов / CBRE». Сеть «Реал» открыла первый магазин в формате «городской гипермаркет» в подмосковном Щелкове, в магазине практически отсутствуют складские помещения, завоз товара происходит в основном по ночам.

«Никто не строил еще торговые центры для полицейских и военных, а в России это категория, которая исправно снабжается деньгами и власти обещают еще поднять им зарплаты. Было бы интересно посмотреть, как мог бы выглядеть такой ТЦ», — рассуждал в беседе один из брокеров.

Группа Auchan планирует в этом году открыть магазины «Ашанавто», аналогичные проекту Auchan Drive во Франции. Клиент заказывает продукты и товары по интернету, а затем самостоятельно забирает их в магазине складского типа. Сейчас группа подыскивает площадку под строительство, писал «Коммерсантъ».

Новый торговый формат предложила и Castorama (сеть строительных гипермаркетов). «Castorama экспрессы» действуют на базе трейлеров, представляют собой пункты выдачи заказов. Покупатель выбирает товары по каталогу через интернет или непосредственно в магазине и оплачивает его на кассе. После этого продавец вводит код товара в автоматизированную систему, которая находит его на вращающихся стеллажах системы «карусель».

Поймать виртуального клиента
Интернет-торговля все навязчивее вторгается в мир традиционных ритейлеров. Магазины все чаще становятся лишь шоурумами, а покупки люди делают через интернет. Ритейлеры, которые не хотят остаться лишь воспоминанием, активно осваивают новые e-форматы, пытаясь приблизиться к виртуальному клиенту.

Интернет-продажи не единственное, чему придется учиться ритейлерам. Часть из них уже осваивают технологию «дополненной реальности» (составляющая часть смешанной реальности, когда объекты интегрируются в виртуальную среду, объясняет «Википедия»). По данным компании ABI Research, рынок приложений, созданных на основе «дополненной реальности», к 2014 г. вырастет в США до $350 млн (с $6 млн в 2008 г.). Магазины и модные бренды уже работают над такими проектами, связанными с «дополненной реальностью».

К примеру, созданы манекены, которые могут принять одну из 100 000 форм тела, заложенных в их памяти, и показывают, как выбранная рубашка будет сидеть на фигуре. В лондонском универмаге Harrods проводилась рекламная кампания Tissot. Посетитель магазина, которому на руку одевали бумажный браслет, с помощью веб-камеры и сенсорного дисплея мог «примерить» любую модель часов швейцарского производителя. H&M вместе с разработчиками мобильной платформы GoldRun запустили приложение для iPhone, позволяющее покупателям посмотреть на себя в тех или иных вещах. Но пока это все иностранные примеры. Московские ритейлеры и девелоперы еще как минимум несколько лет могут не заботиться о будущем.

 

Рубрика: Новости Москва

RSSКомментарии (0)

Trackback URL

Оставить комментарий