Профессор Ким: «Высотные здания должны иметь жилую составляющую»

IRN.RU в гостях у ведущего мирового эксперта в области высотного строительства

Один из ведущих мировых экспертов в области высотного строительства профессор Ким Санг-Дэ (Южная Корея) считает, что крупным российским городам, таким как Москва и Санкт-Петербург, без небоскребов не обойтись, как бы ни расширялись территории мегаполисов. Три недели назад он сложил с себя полномочия президента Всемирного совета по высотным зданиям и городской среде, но продолжает изучать мировой опыт и недавно посетил Россию. Своими впечатлениями он поделился с аналитическим центром «Индикаторы рынка недвижимости».

В феврале мэр Москвы Сергей Собянин, находясь с визитом в Сеуле, заявил, что проблемы, стоящие перед столицами России и Южной Кореи, очень похожи. Побывав в Москве, вы разделяете это впечатление?

К сожалению, моя поездка в Москву была краткой, она продлилась всего пару дней. Поэтому вряд ли у меня есть право формулировать какие-либо выводы. Но если посмотреть хотя бы на численность населения: в Сеуле живут 11 млн чел, в Москве – 11,5 млн, то понятно, что целый ряд проблем этих городов будет однотипным. Оба города являются столицами своих государств, несут на себе эти дополнительные функции. Конечно, Москва – столица страны побольше, чем Южная Корея, но и Москва, и Сеул являются очень активными участниками международной жизни.

Вы упомянули, что Россия – очень большая по территории страна. Москва сейчас расширяет границы, становится одним из крупнейших по площади городов мира. Вы действительно думаете, что небоскребы имеют здесь хорошие перспективы? Обычно они необходимы там, где площади городов ограничены, где земля очень дорогая, поэтому девелоперы вынуждены развиваться «вверх, а не вширь».

Я поясню. Когда речь идет о крупных городах, в них всегда складываются деловые районы. И высотные здания – всегда их признак. Посмотрите хотя бы на Манхэттен в Нью-Йорке. В компактно расположенных высотных зданиях людям легче работать, сотрудничать друг другом. Деловые люди стремятся работать в особом районе. Они подыскивают офисы в таком складывающемся районе, из-за спроса цена на офисные помещения постоянно растет. Поэтому экономическая целесообразность подталкивает девелоперов к строительству высотных зданий. Тем более что для крупных корпораций расположение в небоскребе – это еще и своего рода «визитная карточка».

В Москве не нужно строить высотные здания по всему городу. Это не отвечает, как мне представляется, ни традициям, ни экономической целесообразности. Лучше сконцентрировать их в одном деловом районе, каким и выглядит сейчас «Москва-Сити». Нужно учитывать культуру и исторические традиции каждого города. Если вы будете строить высотки из года в год, все больше и больше, то вы нарушите привычные архитектурные горизонты, исторический облик города. В Москве есть хорошие исторические традиции высотного строительства, но если вы начнете строить супервысотные здания, то они не будут гармонировать с общим обликом города.

В Москве создается отдельный район небоскребов, по тому же пути пошел Париж. Разрешить высотное строительство в отдельном районе – очень правильно, но возводить высотки по всему городу – нет никакого смысла.

Однако концентрация высотных зданий, в которых работает очень много людей, в одном районе создает огромные транспортные проблемы. Автомобильные пробки в свою очередь приводят к ухудшению экологии… Как решаются эти вопросы в Сеуле?

В Сеуле очень много людей работают в высотных зданиях, естественно, многие приезжают из других районов. Но именно поэтому нужно вместе или рядом с офисными комплексами возводить столь же масштабные жилые дома. Тогда люди смогут жить неподалеку от места работы, это серьезно снизит транспортную нагрузку на городские улицы.

Небоскребы должны иметь многофункциональное назначение. В них должны быть деловые, жилые, гостиничные части. Правительственные учреждения, расположенные вместе, в одной башне, могут работать более эффективно. Обычно в крупных городах центр представляет собой деловой район, а жилье располагается в пригородах. Поэтому люди вынуждены ездить каждое утро и каждый вечер. Это требует много времени, расходуется много бензина, возникает загазованность и т.д.

Есть ли у вас рекомендации по соотношению необходимого количества парковочных мест и площади высотного здания?

Специально я никогда не занимался такими расчетами. Но вот что могу рассказать, исходя из опыта Сеула. У нас в центре города есть множество крупных торговых центров, где многие люди любят совершать покупки. И у каждого торгового центра есть своя стоянка, чтобы покупатели могли парковать автомобили. Когда власти Сеула решили принять меры по снижению транспортной нагрузки на улицы города, они распорядились сократить число парковочных мест около торговых центров. Поэтому многим пришлось пересаживаться на общественный транспорт, на электрички. Это дало хороший эффект. Поэтому порой нехватка парковочных мест приводит к тому, что люди перестают пользоваться автомобилями.

Но, видимо, городские власти в Сеуле наказывают водителей, паркующихся в неположенных местах?

На большинстве улиц в Сеуле есть выделенные полосы для общественного транспорта. По ним могут ехать только большие автобусы, никакие автомобили не имеют права на них заезжать. В результате движение по этим полосам идет быстрее, и люди стали привыкать больше пользоваться автобусами, общественным транспортом – это экономит им время. Это неудобно для водителей личного автотранспорта, но в целом лучше для общества. Большинству это нравится.

Каково наказание для водителей за парковку в неположенном месте?

Все дороги оборудованы автоматическими фотокамерами, если они фиксируют заезд на полосу общественного транспорта, придется заплатить штраф $100-200.

То есть проблема борьбы с нарушениями правил парковки – вопрос только политической воли?

Если лидер города или страны решает, что такая мера лучше для большинства населения, у него нет выбора. Он либо сделает это, либо его турнут с избираемого поста.

В Москве вы посещали комплекс «Москва-Сити», в частности, «Город столиц». А жили в гостинице «Украина» – одной из московских высоток еще сталинского периода постройки. Где вам больше понравилось?

Здание гостиницы «Украина» уникально по своей архитектуре. Мне приходится ездить по всему миру, я часто останавливаюсь в высотных гостиницах. Но все они – современные здания – достаточно похожи друг на друга. А это здание воплощает в себе ваши национальные традиции, оно прекрасно отреставрировано.

Беседовал Сергей Жарков, главный редактор www.irn.ru

Рубрика: Новости Москва

RSSКомментарии (0)

Trackback URL

Оставить комментарий