РЖД идут к метро

РЖД, похоже, получили карт-бланш московских властей на строительство транспортно-пересадочных узлов. Если раньше планы компании исчерпывались благоустройством привокзальных площадей и организацией плоскостных перехватывающих паркингов, то теперь речь идет о мини-вокзалах у станций метро столичной подземки, никак не связанных с железной дорогой. Реализацией масштабных замыслов займется компания, создаваемая на паритетных началах РЖД и «Московским метрополитеном».

В 2011 году правительство Москвы передало в управление ОАО «РЖД» привокзальные площади, потом стороны заключили соглашение о сотрудничестве в области реализации проектов создания 55 транспортно-пересадочных узлов на базе железнодорожных станций и станций метро с обустройством прилегающих территорий. «Изначально предполагалось, что мы займемся только теми ТПУ, которые имеют выход к железнодорожной инфраструктуре. Но властям понравилась наша работа на привокзальных площадях, и от жесткой привязки отказались», — говорит начальник сектора коммуникаций Дирекции железнодорожных вокзалов Дмитрий Писаренко. В 2012 году дирекции передали еще восемь станций подземки, никак не связанных с железной дорогой. Сейчас, по словам г-на Писаренко, идет оформление договоров аренды земельных участков, символическая плата по которым в соответствии с решением правительства Москвы составит 1 руб. в год.

«Это была инициатива РЖД, с которой город согласился — ему это выгодно. В результате частно-государственного партнерства мы получим благоустроенные пересадочные узлы, не тратя на их создание бюджетные средства», — комментирует глава департамента транспорта Максим Ликсутов. На первом этапе никакого капитального строительства рядом со станциями подземки за счет РЖД не предусматривается. Перечень работ по обустройству прилегающих территорий, согласованный со столичными властями, включает ликвидацию несанкционированной торговли, рекламных конструкций и стихийных стоянок, оптимизацию пассажирских потоков за счет передислокации остановок общественного транспорта, создание плоскостных перехватывающих парковок, установку санитарно-гигиенических модулей взамен туалетных кабинок и т.д.

По словам г-на Писаренко, в настоящее время проектный офис дирекции — компания «РЖД — развитие вокзалов» заканчивает разработку проектной документации на обустройство 18 первоочередных ТПУ. Из них десять (рядом с метро «Выхино», «Дмитровская», «Петровско-Разумовская», «Тушино», «Тимирязевская», «Царицыно», «Электрозаводская», «Кунцевская», «Лианозово», «Нагатинская») имеют связь с железной дорогой, а восемь («Бибирево», «Медведково», «Молодежная», «Домодедово», «Бульвар Дмитрия Донского», «Ясенево», «Полежаевская» и строящаяся «Пятницкая») — нет. Площадь переданных РЖД участков варьируется от 0,3 до 7 га, инвестиции в создание на них пересадочных узлов оцениваются в 2 млрд руб. (порядка 100 млн на каждый). Это сопоставимо с расходами департамента капремонта, который строит плоскостные ТПУ у станций метро, не попавших в список железнодорожников. В частности, обустройство территории у «Войковской» обойдется городу в 80 млн руб.

Первый этап строительства ТПУ прибыли РЖД не принесет. «Это имиджевый проект», — подтверждает Дмитрий Писаренко. Заработать можно будет только на организации перехватывающих паркингов, но тарифы, по его словам, будут не выше, чем в целом по городу. Сейчас парковка на единственной перехватывающей стоянке у метро «Анино» стоит 50 руб. в день, если водитель совершит не менее двух поездок на метро, и 50 руб. в час, если парковка используется не как перехватывающая. Ночной тариф составляет 100 руб.

Однако на втором этапе плоскостные ТПУ планируется заменить капитальными объектами с торговыми помещениями и предприятиями общепита. Источник в мэрии говорит, что для реализации этих проектов «РЖД — развитие вокзалов» и ГУП «Московский метрополитен» на паритетной основе создадут совместное ОАО «РЖД — РВ — метро», которое получит права на рекон­струкцию станций метрополитена, а также развитие и застройку прилегающих к ним территорий. «В настоящее время ГУП «Метрополитен» решает финансовые и организационные вопросы, связанные с вхождением в уставный капитал компании», — отметил собеседник газеты.

По словам Максима Ликсутова, параметры мини-вокзалов и функ­циональный состав помещений будет утверждать городской департамент транспорта. Приоритет получит торговля сопутствующими товарами — печатной продукцией, цветами, бижутерией, а также фастфуд. Каждый объект должен включать многоуровневый перехватывающий паркинг.

Пока в РЖД посчитали объем инвестиций только в восемь приоритетных проектов (у станций метро «Выхино», «Царицыно», «Дмитровская», «Петров­ско-Разумовская», «Тушинская», «Тимирязевская», «Курская» и «Электрозаводская»). «Суммарно вложения оцениваются в 27 млрд руб., включая затраты на рекон­струкцию Курского вокзала», — говорит г-н Писаренко. По его словам, инвестиции в зависимости от функции окупятся через 7—15 лет. К реализации проектов железнодорожники готовы привлекать соинвесторов с делением готовых площадей пропорционально затратам. «Такая схема уже успешно реализуется при реконструкции вокзалов в регионах», — отмечает Писаренко. По оценкам управляющего директора Blackwood Михаила Геца, общие инвестиции в типовой ТПУ без подземной части и серьезных обременений не превысят 2 тыс. долл. за 1 кв. м. «Если же потребуется очищать участок от строений и сторонних землепользователей, проект может подорожать вдвое, что лишит его привлекательной экономики», — предупреждает эксперт. Арендные ставки на коммерческие помещения в мини-вокзале могут составлять 1 тыс. долл. за 1 кв. м в год, а оптимальная для автомобилистов стоимость паркинга — 50 руб. в час. «ТПУ в ходовом месте, каким являются станции метро, с высоким потоком покупателей и автомобилистов окупит себя через семь-восемь лет», — резюмирует г-н Гец.

Рубрика: Новости Москва

RSSКомментарии (0)

Trackback URL

Оставить комментарий