С 1 сентября тарифы на воду, отопление и услуги водоотведения вырастут в среднем на 6%

Тарифы на ЖКХ в Москве более чем на 20% субсидируются столичными властями, в результате доля коммунальных расходов в бюджете москвичей уже сильно уступает средней по России. С присоединением к Москве дополнительных территорий нагрузка на городскую казну еще более возрастет. Между тем ради того, чтобы этот сектор стал более эффективным, двигаться чиновникам следует в противоположном направлении — долгосрочная тарифная политика должна предусматривать отказ от бюджетного субсидирования коммунальной инфраструктуры.

С 1 сентября тарифы на воду, отопление и услуги водоотведения вырастут в среднем на 6%. Решение об их индексации не с начала года, а в июле и в сентябре принималось на федеральном уровне и было продиктовано необходимостью не слишком резкого увеличения нагрузки на потребителей. В среднем по году рост тарифов ЖКХ будет рекордно низким за последние несколько лет: впервые не превысит ожидаемую инфляцию почти по всем видам коммунальных услуг (за исключением газоснабжения).

Вряд ли кто-либо может сказать однозначно, что это будет абсолютно правильным решением: слишком много проблем накопилось в коммунальном комплексе. Рост тарифов и в предыдущие годы не являлся «прихотью коммунальщиков» или «попустительством властей», как зачастую об этом рассуждают. Для их повышения существует несколько объективных причин: увеличение стоимости ресурсов, превышающее инфляцию, высокий износ и соответствующая потребность в инвестициях, необходимость ликвидации «перекосов» в системе цен (перекрестное субсидирование) и в системе нормативов потребления, не отвечающих реальному расходу ресурсов, доставшихся «в наследство» от советских времен.

Очевидно, что и предприятия далеко не всегда эффективны, что во многом объясняется их технологической отсталостью (это и высокий расход ресурсов, низкая производительность труда). Побороть такую отсталость можно в первую очередь за счет модернизации оборудования и технологических процессов. А на это нужны деньги, и немалые.

При этом в подавляющем большинстве случаев тарифы для населения не окупают реальных расходов на содержание, обслуживание и модернизацию коммунальной инфраструктуры. Так происходит и в Москве, где бюджет выделяет колоссальные средства на компенсацию коммунальным предприятиям расходов, не оплачиваемых населением, а также на инвестиции, ремонт коммунальной инфраструктуры и жилых домов. Правительство Москвы «облегчает» платеж граждан не менее чем на 20%. Дополнительно к этому выделяются субсидии для отдельных категорий граждан в рамках оказания соцподдержки. К слову сказать, Москва в числе лидеров по «пороговому» значению доли коммунального платежа в доходах, после которого граждане получают поддержку от регионального правительства: в Москве эта доля составляет 10% при среднероссийском стандарте 22%.

Для решения проблем город­ского хозяйства, особенно с учетом новых присоединенных территорий, требуется все больше и больше финансовых средств. На фоне выпадающих доходов бюджета Москвы, связанных с налоговыми изменениями в части, касающейся консолидированных налого­плательщиков, потребуется искать возможности по сокращению затрат. Не исключено, что оптимизация финансовых потоков коснется и прямого субсидирования коммунальных предприятий — ведь эти расходы не самые эффективные: во-первых, не стимулируют компании к повышению своей эффективности, а во-вторых, позволяют пользоваться заниженной стоимостью ресурса всем потребителям, включая обеспеченные слои населения. Отказ от прямых дотаций — эффективное мероприятие. Несмотря на то что в случае роста тарифов увеличатся расходы на оказание социальной поддержки, это будут меньшие траты, чем прямое дотирование организаций. Совокупная экономия бюджетных средств будет достигнута.

Об этом мы говорим в рамках разработки стратегии социально-экономического развития Москвы до 2025 года, рекомендуя поэтапный отказ от бюджетного финансирования коммунальной инфраструктуры.

Перед Москвой стоит в части тарифной политики еще один вызов — выравнивание тарифов для населения в границах старой и недавно присоединенной территории. Благодаря усилиям правительства Москвы внесены изменения в федеральное законодательство, в результате которых жители новых присоединенных территорий не почувствуют «тарифную разницу» одномоментно, этот процесс будет растянут аж до 2017 года.

Говоря о росте тарифов, необходимо принимать во внимание и проблему ресурсосбережения. Ведь чем выше мы платим за по­требляемые ресурсы, тем экономнее и бережнее к ним относимся. К примеру, сейчас водопотребление в Москве составляет свыше 200 л на человека в сутки, при рациональном расходе порядка 150 л.

А если посмотреть на среднюю стоимость жилищно-коммунальных услуг в Москве на человека в месяц, то она составляет порядка 5,2% от среднедушевых доходов населения (по данным за 2010 год), при среднероссийском значении — 8,1%. Конечно, это далеко не основной фактор, привлека­ющий в город значительное количество мигрантов, но дополнительный разрыв с уровнем жизни в российских регионах, очевидно, создает.

В этих условиях представляется важным выработать долгосрочную тарифную политику, включая вопросы оснований для получения социальной поддержки со стороны города, с ее обоснованием и разъяснением как для населения, так и для прочих потребителей.

Рубрика: Новости Москва

RSSКомментарии (0)

Trackback URL

Оставить комментарий