Туманные перспективы Новой Москвы

Владимир Путин, до сих пор упорно обходивший молчанием тему расширения Москвы, вчера провел первое совещание, посвященное будущему агломерации. Встреча в Ново-Огареве, ради которой чиновникам столичного стройкомплекса пришлось отложить отпуска, не пролила свет на перспективы реализации проекта. Главный вопрос — о создании на присоединенной территории правительственного центра — так и остался висеть в воздухе. Судя по репликам президента, он даже не читал предложения по передислокации в Новую Москву федеральных министерств и ведомств, переданные в его администрацию еще 9 июля. Московские чиновники в неофициальных беседах признают, что если правительство не поедет за МКАД, все планы по строительству дорог и инфраструктуры на новых землях придется менять: десятиполосное Калужское шоссе и метро — слишком дорогой подарок для нескольких тысяч дачников.

Последний и единственный раз Владимир Путин высказывался о расширении Москвы 1 сентября прошлого года на уроке в Подольской школе. Тогда он поддержал решение Дмитрия Медведева, отметив, что в «своих границах город уже развиваться не может», но ничего не сказал об идее переселить на новые территории чиновников. Вчера тему переезда замолчать уже было невозможно, однако никакой конкретики в этот вопрос глава государства не внес. Чиновники столичного стройкомплекса между тем надеялись, что после Ново-Огарева проект наконец-то сдвинется с мертвой точки.

Путин начал с того же, о чем говорил год назад: «Это не чьи-то хотелки и никакая не пиар-акция. Город задыхается, а городские проблемы нарастают». Однако присоединенные районы — это уже сложившаяся территория со своими возможностями и проблемами. «Нам нужно детально, а не в общих чертах представить перспективы ее гармоничного и комплексного развития, и ни в коем случае нельзя допустить того, чтобы пострадали экосистемы или рекреационный потенциал», — заявил президент.

Главное — ясно понимать, сколько будет стоить проект. «Сколько будет стоить каждая его составная часть, — уточнил Путин. — Что будет переноситься из исторического центра и в какие сроки?» На бюджете и так висит немало трат. Путин перечислил масштабные проекты (Универсиада в Казани, Олимпиада в Сочи), из чего стало понятно: расширение Москвы — не первоочередное мероприятие. «Немалые денежки на проведение саммита АТЭС во Владивостоке потратим, — продолжил президент. — Есть и другие, не менее затратные проекты национального характера. Не говоря уже о госпрограмме вооружений. А еще люди ждут выполнения предвыборных обещаний. Малоэффективных затрат мы позволить себе не можем».

Переселение за МКАД, по мнению главы государ­ства, должно осуществляться под жестким контролем. Но если москвичи не почувствуют плюсов, то затея вообще бесполезная, считает он. Путин призвал руководство Москвы и области вместе подумать, «чтобы не было никаких проблем, чтобы все прошло без сбоев и головной боли для людей». Необходимо выработать схему взаимодействия двух регионов по транспортному развитию, утилизации отходов, перемещению рабочей силы. Нельзя обойти такой чувствительный момент, как дачные участки, напутствовал президент.

В завершении открытой для прессы части совещания Путин попросил хотя бы «в общем виде» рассказать о предложениях по переезду за МКАД федеральных органов власти и о транспортном развитии присоединенных территорий.

Политолог Дмитрий Орешкин считает, что Путин завуалировал вопрос о переезде чиновников не столько потому, что «хочет наступить на хвост Дмитрию Медведеву, сколько из-за болезненного отношения к проекту главы Подмосковья Сергея Шойгу». Шойгу уже не раз выступал с критикой расширения Москвы, Мособлдума отметила годовщину принятия этого решения, демонстративно не проголосовав за внесение новых границ в устав региона, кроме того, губернатор требует от государства компенсацию за выпавшие из подмосковного кармана налоговые доходы.

«Подробные предложения по передислокации чиновников были переданы в президентскую администрацию точно в назначенный срок — к 9 июля. Путин либо их не читал, либо сделал вид», — заявил РБК daily источник, знакомый с ситуацией. В них говорится, что министер­ства, администрация президента, аппарат правительства, Генпрокуратура, Следственный комитет и Счетная палата могут быть перебазированы на территорию бывшего совхоза Коммунарка, расположенного в 4 км от Кольцевой дороги по Калужскому шоссе.

На этих землях, принадлежащих структурам сенатора Вадима Мошковича, уже реализуется крупный проект, предполагающий сооружение 20 млн кв. м жилья и 3 млн кв. м коммерческой недвижимости. Часть территории предполагается выкупить у владельцев под сооружение административного комплекса общей площадью 3,5 млн кв. м. Стоимость строительства квадратного метра, по предложению Минфина, должна быть ограничена 100 тыс. руб. Таким образом, общие затраты на проект оцениваются в 350 млрд руб. Вице-премьер Аркадий Дворкович ранее говорил, что переезд начнется уже в 2014—2015 годах, однако сами чиновники и депутаты никуда ехать не хотят. На прошедших в Госдуме слушаниях только фракция ЛДПР высказалась за строительство парламентского центра на присоединенных территориях, остальные фракции просили найти площадку поближе к центру Москвы.

Программа транспортного развития Новой Москвы ориентировочно оценивается экспертами в 600 млрд руб. Она предусматривает расширение до десяти полос Калужского шоссе с устройством дополнительных развязок, строительство в зоне от МКАД до ЦКАД трех поперечных связок, в том числе дороги Солнцево — Бутово и магистрали между аэропортами Внуково — Остафьево — Домодедово, создание линии скоростного трамвая и двух веток метро до Румянцево и Коммунарки, реконструкцию железнодорожной инфраструктуры, включая переезды и т.д. Между тем на все дорожно-транспортное строительство в Москве в течение ближайших пяти лет планируется выделять не более 200 млрд руб. ежегодно. Горадминистрация так и не дождалась обещанной федеральным центром субсидии на развитие метро. И, по всей видимости, не получит софинансирование на реконструкцию улично-дорожной сети вокруг инновационного центра «Сколково». Как уже писала РБК daily, 4,5 млрд руб., предназначавшиеся на эти цели, в 2012 году были направлены Крымску.

Официально в мэрии утверждают, что планы по развитию Новой Москвы не зависят от переезда за МКАД чиновников. Одной из приоритетных задач в горадминистрации называют создание на присоединенных территориях шести точек роста с рабочими местами, одной из которых станет все та же Коммунарка. «Мы планируем разметить там крупный административно-деловой комплекс вне зависимости от того, будет ли принято решение строить в поселке парламентский центр или размещать там федеральные объекты», — говорит заммэра Марат Хуснуллин.

Однако в неофициальных беседах чиновники признают, что если правительство за МКАД не поедет, все планы по строительству дорог и инфраструктуры придется менять. Десятиполосное шоссе и метро — слишком дорогой подарок для нескольких тысяч дачников. По мнению Дмитрия Орешкина, тянуть с решением вопроса по созданию правительственного центра можно довольно долго. «Для этого можно проводить различные социологические исследования, выдвигать новые требования… А потом либо ишак умрет, либо… как в поговорке», — резюмирует эксперт.

Рубрика: Новости Москва

RSSКомментарии (0)

Trackback URL

Оставить комментарий