Умные и их дороги: куда уходят деньги, выделенные на строительство

Основные беды России вроде бы давно обозначены: дураки и дороги. По скромному мнению автора, взятые в отдельности, ни дураки, ни дороги России не страшны. Настоящие беды начинаются, когда дороги начинают строить недураки. Деньги в строительство вбухиваются неимоверные, а дороги на выходе почему-то получаются плохие…

Давайте попробуем разобраться. Итак, от чего зависит стоимость дорожного строительства? Специалисты называют целый ряд факторов, влияющих на нее: характер грунта и рельеф местности, число и ширина полос движения, количество и особенности дорожных сооружений (к ним относятся мосты, туннели, эстакады, путепроводы). Еще на затраты влияет плотность застройки территории, по которой проходит магистраль. А еще — между прочим, это не домыслы автора, а публично высказанное мнение президента России — 30% любого бюджета поглощает воровство.

Средняя стоимость строительства одного километра дороги в Москве в 2011 году составляет $51,7 млн. Стоимость километра в среднем по России в три раза ниже — $17,6 млн. В странах Европейского союза строительство километра дороги обходится в $6,9 млн, в США — в $5,9, а в Китае — в $2,2.

Российская методика расчета стоимости включает в себя мероприятия по выкупу земли, переносу коммуникаций, а также расселение жителей, дома которых попадают в зону строительства. Последний из упомянутых факторов — наиболее затратный и «съедает» около трети всего бюджета строительства.

На примере нескольких эпохальных дорожных строек попробуем разобраться, на что еще расходуются деньги.

МКАД
Проектировать дорогу начали в 1937 году, а построили во время Великой Отечественной войны — по упрощенному проекту (всего за месяц), проложив 30 км новых дорог и реконструировав около 100 км уже имеющихся. Позже кольцевую дорогу несколько раз реконструировали. Последняя по времени реконструкция осуществлена в 90-е годы XX века.

Работы проводились в два этапа. В первую очередь занимались освещением трассы и устройством разделяющего направления движения барьерного ограждения (для сокращения количества лобовых столкновений). На втором этапе, который начался в 1995 году, был выполнен колоссальный объем работ для приведения дороги в соответствие с международными стандартами, действующими для магистралей высшего класса.

Во время реконструкции на всех 109 километрах трассы:

расширено земляное полотно до 50 м (это 20,2 млн кв. м),
уложено 1960 тыс. кв. м щебня и 4322 тыс. кв. м тощего бетона
устроена десятиполосная дорожная одежда (по пять полос в обе стороны) общей площадью около 8 млн кв. м, в том числе 1,3 млн кв. м верхнего слоя покрытия.

Итогом проведенных работ стали: переустройство 3365 действующих коммуникаций, строительство 76 мостов и путепроводов, в том числе 6 больших мостов через Москву-реку и канал им. Москвы, а также через автомобильные и железные дороги.

Организовано 53 пешеходных перехода, в том числе 49 надземных и 4 подземных, построено 11 транспортных и коммуникационных тоннелей, сооружено 47 развязок, в том числе две трехуровневые — Ленинградская и Горьковская, а также четырехуровневая — Ярославская.

Еще одна четырехуровневая развязка была построена позже, в 2011 году, на пересечении с Новорижским шоссе.

В рамках реконструкции возведено 26 постов службы управления движением. Установлено свыше 11 км шумозащитных и около 7 км декоративных ограждений.

Разумеется, такая масштабная реконструкция немедленно обросла легендами. Так, существует устойчивый миф о том, что дорога была заужена — по разным версиям, то ли на сантиметр, то ли на все 10. Следственный комитет МВД России действительно возбудил уголовное дело о хищениях денежных средств при строительстве МКАД (опираясь на конкретные факты, а не на слухи). По данным следователей, с 1992 по 1997 годы было похищено свыше 255 млрд неденоминированных рублей, что соотносимо, возвращаясь к городской легенде, с заужением полотна с обеих сторон на 10 см. В январе 2009 года Балашихинский суд Московской области прекратил уголовное дело о хищениях при строительстве МКАД в связи с истечением срока давности по данному расследованию.

Животрепещущий вопрос по поводу ширины дороги решился так: была проведена проверка на всем протяжении трассы. По ее итогам выяснилось, что есть места заужения и уширения дороги, но все они укладываются в допуски требований СНиП, а среднее арифметическое по контрольным замерам и вовсе составило +4 см. То есть дорога в среднем шире, а не уже, чем в проекте. Хотя хищения при строительстве МКАД и правда были, на ширине дороги это никак не сказалось.

КАД (СПб)
В ноябре 2010 года было открыто сквозное движение по Кольцевой автодороге вокруг Санкт-Петербурга. Весь проект магистрали включал в себя две очереди. Первая, именуемая Восточное полукольцо, пролегла от станции «Горская» до Московского шоссе (федеральная автодорога М-10 «Россия»). Вторая очередь, называемая Западное полукольцо, соединяет Московское шоссе и станцию «Бронка». Протяженность Восточного полукольца — 66 км, Западного — 51 км. Общая протяженность КАД — 116,75 км, а с учетом участка, который проходит по гребню комплекса защитных сооружений города от наводнений, — 142 км.

За без малого 10 лет было возведено 26 развязок, сооружено 106 мостов, путепроводов, эстакад и тоннелей. Строительство КАД началось в Петербурге в 2001 году, в 2008-м было открыто движение по Восточному полукольцу трассы. Общая стоимость строительства оценивается в 136 млрд руб. По самым приблизительным прикидкам, на каждый километр дороги было потрачено около 1 млрд. руб.

ТТК (Москва)
Третье транспортное кольцо (ТТК) — одна из трех кольцевых магистралей города. Общая протяженность ТТК около 36 километров. Большая часть дороги построена в конце 90-х — начале 2000-х, кроме того, некоторые участки проходят по ранее существовавшим улицам и мостам. Из 36 км трассы 19 км составляют эстакады, 5 км проложено в туннелях. Ширина дороги на основных участках — не менее 8 полос, хотя встречаются сужения до 6 полос. ТТК включает в себя 17 транспортных развязок, при этом наземные пешеходные переходы и пересечения с другими дорогами на одном уровне отсутствуют, что позволяет обеспечить непрерывное движение на всем протяжении. Транспортное кольцо четыре раза пересекает реку Москву. В него входят четыре тоннеля: Лефортовский, Кутузовский, Шереметьевский и Гагаринский. Последние объекты, построенные в рамках ТТК — развязка с Шереметьевской улицей в Марьиной Роще и с Ленинградским проспектом, — полностью открыты для движения в конце 2005 года.

На строительство 36 километров ТТК ушло более 100 млрд руб. бюджетных средств (или $4,6 млрд). Традиционно не обошлось без выявленных махинаций. Так, стоимость строительства Лефортовского тоннеля первоначально оценивалась в $1,5 млрд, но Счетная палата Москвы обнаружила, что сметная стоимость строительства завышена минимум на 5 млрд руб. В результате тоннель стал менее глубоким и односторонним, встречный поток пошел по эстакаде, а стоимость строительства оказалась сниженной почти втрое. При этом средняя стоимость километра ТТК все равно остается рекордной — она превышает $100 млн.

ЧТК
Москва давно готовится к строительству ЧТК (Четвертого транспортного кольца). По планам, протяженность Четверки составит 74 км. Большая часть трассы пройдет по эстакадам и глубоким тоннелям, которых пока еще нет. В настоящий момент ведутся работы на участке от Измайловского шоссе до шоссе Энтузиастов, где движение пройдет по эстакаде. Следующим этапом станет строительство участка трассы от Измайловского шоссе до Открытого шоссе, а затем планируется строить часть магистрали от шоссе Энтузиастов до Волгоградского проспекта и, одновременно с этим, глубокий тоннель на юге. Следующий этап — это участок от Открытого до Ленинградского шоссе, а последний — от Ленинградского шоссе до Большой Филевской улицы.

Стоимость проекта оказалась неоправданно высока. К примеру, строительство первого участка ЧТК длиной 4 км обошлось правительству Москвы в 66,6 млрд руб. Сюда входит создание 460 тыс. кв. м дорожного покрытия, 18 эстакад, две многоуровневые наземные парковки на 5000 машино-мест, 40 км переустройства железнодорожных путей, 92 км перекладки и прокладки инженерных коммуникаций, 118 км кабельных линий плюс строительство надземных и подземных переходов, реконструкция шоссе Энтузиастов, проспекта Буденного и прилегающих улиц. У неподготовленного человека сразу возникают вопросы, а как связаны 4 км дороги и 40 км ж/д путей, 92 км инженерных коммуникаций и 118 км кабельных линий? Похоже, это какая-то своя «дорожная» математика… По первоначальному проекту, стоимость одного километра ЧТК может обойтись городу от 12 до 20 млрд руб. Мэр Москвы Сергей Собянин назвал проект ЧТК неэффективным. «По такой стоимости я не готов строить транспортную инфраструктуру. Это бессмысленно. Если построить ЧТК, это будет стоить сейчас более 1 трлн руб. То есть вообще в городе ничего не надо строить и лет десять пахать на Четвертое кольцо», — объявил Сергей Собянин.

После такой критики проект пересматривается: он будет реализован, но в «усеченном» варианте.

Где деньги?
Дороги в России дорогие не потому (не только потому) что воруют: воруют везде, в том числе и там, где строят хорошие дороги.

Практически на любой стройке в нашей стране 90% рабочего времени техника и рабочие простаивают. Сроки возведения объектов, в силу неэффективной организации процесса строительства и организации труда затягиваются в 2-3 раза, что автоматически увеличивает финансовое бремя: выплаты по кредитам, оплату взятой в лизинг техники, зарплаты руководителей и рабочих. Если же к этому перечню необоснованных затрат добавить расходы на переделку уже выполненных работ, а таких бывает и 20%, и 30%, то можно хоть чуть-чуть приблизиться к ответу на вопрос: «Почему дороги в России обходятся так дорого?»

В 2011-2013 годах в России на строительство дорог планируется направить 139 млрд руб. Сколько километров дорог за свои деньги получат россияне и какого качества — увидим через пару лет.

Рубрика: Новости Москва

RSSКомментарии (0)

Trackback URL

Оставить комментарий