«В работе я был требовательным, иногда жестоким, но никогда никого не предавал»

В середине 1990-х годов жизнь на московских строительных площадках практически замерла. Перед стройкомплексом встал вопрос: где найти источники финансирования строительства, учитывая, что из городского бюджета поступления минимальные?

Решать непростую задачу поручили вновь созданному управлению внебюджетного планирования развития города. Возглавил управление Леонид Краснянский.

- Наше управление было образовано, когда в стране только-только начинались рыночные отношения. И большая часть строительства, и реализация недвижимости в Москве проходили через новую структуру. Даже цены на рынке фактически зависели от нее. Кстати, несмотря на это, столичные власти не сокращали расходы на социальные программы: поддерживали малообеспеченные семьи, транспорт, коммунальное хозяйство, медицинские учреждения, школы — словом, все те сферы, где городу приходилось рассчитывать только на собственный кошелек, поскольку они были не так интересны предпринимателям.

- Как обстояли дела с жилищным строительством, ведь во всем мире это одна из самых доходных отраслей?

- Для нас в условиях рынка это было новым делом. Пришлось учиться. Очень быстро стало ясно, что город не сможет наращивать темпы ввода в строй жилья только за счет бюджета. Коренную перестройку финансирования строительных объемов, как и координацию большинства градостроительных программ, правительство Москвы поручает управлению внебюджетного планирования развития города, переименованному впоследствии в департамент внебюджетной политики строительства (ДИПС).

- В чем заключался принцип выработанной департаментом методики финансирования жилищного строительства?

- Ликвидный продукт — квартира или дом — должен обеспечивать при реализации необходимую рентабельность, которая напрямую зависит от требований заказчика и покупателя, умеющего отказаться от неудобного или невыгодного жилья. Департамент, по сути, инвестор, вкладывающий свои или кредитные средства в конкретную площадку, силами своих специалистов обеспечивал экономическую эффективность этого вложения.

- У инвесторов не создавалось ощущения, что еще немного — и ДИПС подомнет под себя практически все коммерческое строительство в городе?

- Этого, конечно, случиться не могло. Однако наша деятельность значительно расширилась. Инвестиционный поток набирал мощь. За ДИПСом было 60-65% всего объема строительства в Москве. Но мы никого не давили. Просто не стояли на месте, стараясь находить новые пути развития, чтобы источник пополнения городской казны не иссякал. Стремились делать все качественно, на самом современном уровне. Активно участвовали в строительстве в центре города, Левобережном районе САО, Куркине, в создании кондоминиумов и ТСЖ, в программах возрождения «доходных» домов, возведении различных объектов в других регионах России.

- Было подсчитано, что прибыль от коммерческой продажи примерно 2,5 кв. м индивидуального жилья шла на возведение 1 кв. м муниципальной жилплощади для очередников. Наверняка казалось, что перспективы безграничны?

- Это только на первый взгляд кажется, что жилья подобного плана в Москве можно построить сколько хочешь. Все это чушь. Нет к этому предпосылок как со стороны покупателей, так и с точки зрения наличия свободных земельных участков. А вот на примере Куркина все убедились, что перспектива у экологически чистых, зеленых оазисов, примыкающих к окружной автодороге, есть. Особое значение имело развитие инфраструктуры на базе новых технологий. Взять, например, построенные нами Марьинский парк, Жулебино. Мы разрабатывали и реализовывали такие программы, как «Строительство коммерческого жилья», «Строительство муниципального жилья», «Комплексная реконструкция жилых районов пятиэтажной застройки» и прочие. В начале двухтысячных ежегодно возводили 1,3-1,4 млн кв. м коммерческого жилья и курировали 1,5 млн кв. м столичного. Из них для муниципальных нужд городу ежегодно бесплатно передавали от 100 тыс. кв. м (в 1997-м) до 750 тыс. кв. м (в 2004-м) и 40% от вводимых в строй нежилых помещений. Причем при финансировании жилищного строительства мы не использовали бюджетных средств.

- Наверняка в данной ситуации главенствующую роль играли личные взаимоотношения?

- Как и сегодня, в те годы ценились не только деловые качества, но и порядочность, и честность. В работе я был требовательным, иногда жестоким, ценил дисциплину, но никогда никого не предавал. И сейчас я считаю, что прежде всего нужно научиться любить людей, проявлять о них действенную заботу. Но за работу, на которую человек согласился, спрашивать по полной. Поблажек я не делаю — всю жизнь работаю по 13-14 часов в сутки.

- Почему профессию шахтера вы сменили на строителя?

- Накануне Олимпиады 1980 года остро встал вопрос об организации материально-технического снабжения олимпийских строек. По рекомендациям трех союзных министров было решено пригласить в Москву меня. Специальным постановлением Совета министров СССР было создано объединение «Москапстройкомплект», генеральным директором которого я и был назначен. Уже в 1979 году мы сумели оснастить свои предприятия исключительным по тем временам оборудованием — компьютерами «Искра-226». Это позволило собрать воедино всю информацию о материальных ресурсах, поставляемых на олимпийские стройки, и постоянно отслеживать их движение.

Редакция газеты «Московская перспектива» поздравляет Леонида Наумовича с юбилеем! Мы выражаем искреннее восхищение вашей плодотворной работой и стремлением быть полезным людям. Желаем вам легкости на сердце и теплоты в душе! Здоровья и оптимизма вам!

Личное дело
Леонид Наумович Краснянский родился в Киеве в 1931 году. Начав с помощника бурильщика в Прикумской конторе глубокого бурения Ставропольского края, вырос до заместителя директора. Профессиональная карьера начиналась в Донбассе, где он прошел все ступени производственной лестницы: от мастера Углеавтоматики до первого заместителя начальника Укршахтостроя. Параллельно учился: окончил Донецкий торговый техникум и факультет экономики Донецкого государственного университета. С 1978 года — начальник управления материальных фондов Главного управления капитального строительства, глава объединения «Москапстройкомплект», заместитель председателя Мосстройкомитета. С 1991 года — первый заместитель руководителя департамента строительства правительства Москвы, депутат Бабушкинского райсовета. В 1996 году возглавил управление внебюджетного планирования развития города. С 1998 по 2004 год — руководитель департамента инвестиционных программ строительства города Москвы. Заслуженный экономист России, Почетный строитель России и Москвы, награжден многочисленными государственными и правительственными орденами и медалями, отмечен наградами Русской православной церкви и различных общественных организаций. Имеет благодарность президента Российской Федерации.

Рубрика: Новости Москва

RSSКомментарии (0)

Trackback URL

Оставить комментарий