Вадим Куликов: Больше жилищных услуг – меньше посредников

Что предлагает москвичам административная реформа в жилищной сфере? Об этом сегодня мы беседуем с заместителем руководителя Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы Вадимом Куликовым.

По запросам москвичей

– Вадим Валентинович, тема государственных услуг сравнительно недавно стала обсуждаться в средствах массовой информации. Поясните, пожалуйста, чем услуги отличаются от функций органов исполнительной (муниципальной) власти, и о каких услугах идет речь?

– В июле прошлого года вступил в силу Федеральный закон от 27.07.2010 № 210 «О порядке предоставления государственных и муниципальных услуг», в котором впервые этот термин, собственно, и появился. Государственная услуга – деятельность по реализации функций органа исполнительной власти при осуществлении отдельных государственных полномочий, которая выполняется по запросам заявителей. Вот в этих нескольких словах и ответ на первую часть вашего вопроса.

Государственные услуги, в частности, предоставляемые нашим департаментом, условно можно разделить на:

– услуги, связанные с учетом граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в жилых помещениях или в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ;

– услуги по предоставлению той или иной информации, документов в жилищной сфере непосредственно по улучшению жилищных условий;

– собственно услуги по улучшению жилищных условий;

– услуги, связанные с реализацией прав распоряжения жилыми помещениями.

То есть речь идет обо всех направлениях работы, установленных Положением о Департаменте жилищной политики и жилищного фонда города Москвы (постановление правительства Москвы от 22.02.2011 № 44-ПП).

Для каждой из государственных услуг должен быть прописан и утвержден постановлением правительства административный регламент. Он определяет порядок действий специалистов департамента и тех органов федеральной и городской власти, с которыми мы взаимодействуем при предоставлении услуги.

Двадцать пять на выбор

– А в чем ноу-хау, какие изменения ждут москвичей в ходе реформы?

– Хороший вопрос. В начале нового учебного года позволю себе аналогию. Вы помните алгебраическое задание «упростить»?

– Конечно, «упростить выражение» – преобразовать его так, чтобы проще найти ответ.

– Правильно. Так вот в центре административной реформы, частью которой является перевод взаимодействия органов исполнительной власти с гражданами в формат госуслуг, – заявитель. Во главу угла, безусловно, ставятся интересы заявителя, что и подчеркивает само название формата – «государственная услуга». При этом одна из задач реформы – упрощение обращения граждан к органам власти, предоставление выбора форм обращения. В том числе с использованием информационных технологий.


– Как много таких услуг будет предоставлять департамент?

– На сегодня мы говорим о 25 государственных услугах. Перечень услуг департамента основан на действующих правовых и нормативных документах Российской Федерации и города Москвы в жилищной сфере, и формировался он исходя из жизненных ситуаций, которые служат поводом для обращения граждан к специалистам департамента и в его структурные подразделения в округах. Но работа новая и процесс живой, так что список может быть расширен.

Сектор особого назначения

– Перед департаментом поставлены сложные, масштабные нормотворческие и организационные задачи.

– Да. И поэтому при реорганизации его структуры был создан сектор государственных услуг, на который возложена ответственность за организационное и методическое сопровождение, осуществление всей этой работы в департаменте, в том числе во взаимодействии с новыми приемными, организуемыми в городе для обращений граждан за услугами.


– О чем идет речь, можно подробнее?

– Уже упомянутый нами 210-й Федеральный закон предусмотрел возможность предоставления госуслуг при обращении заявителей, как непосредственно в органы исполнительной власти, так и в многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг, сокращенно – МФЦ. Распоряжением правительства Москвы от 3 июня 2011 г. № 439-РП намечено создание таких центров в каждом районе города. Сейчас центры организуются в Замоскворечье, Лефортово, Нижегородском, Печатниках, Матушкино-Савелках.

По своему выбору со временем москвичи смогут подавать заявления о предоставлении жилищных услуг в МФЦ или непосредственно в департамент. Я говорю о таких услугах, как «Принятие граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях», «Принятие граждан на учет нуждающихся в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ», «Ведение учетных дел» (это краткое название) и «Приватизация жилых помещений жилищного фонда города Москвы».

Департаментом совместно с Комитетом государственных услуг города организована учеба для работников центров. В план семинаров были включены теоретические и практические занятия, предоставлена возможность поработать с информационным ресурсом АИС «Приватизация».

В департамент, не выходя из дома

– Вы упомянули возможность использования информационных технологий при получении госуслуг. Какие это открывает перспективы?

– Согласитесь, еще каких-то пару лет назад можно было только мечтать о том, чтобы оставить заявление на сайте органа власти и через месяц получить ответ или готовый документ. Тем же 210-м законом и Программой по административной реформе в городе Москве на 2011–2013 годы (постановление правительства Москвы от 19.10.2010 № 945-ПП) установлено внедрение такого механизма обслуживания заявителей.

Создан портал государственных услуг города Москвы. Пользователи сети Интернет могут легко его найти по названию либо по эмблеме портала, зайдя на официальный сайт правительства Москвы, любого территориального или отраслевого органа исполнительной власти.

Уже проработан план поэтапного перехода на предоставление госуслуг в электронной форме. Сроки реализации каждого этапа перехода для каждой из услуг свои. В этом году две из 25 услуг департамента будут доступны при обращении на городской портал. Мы готовимся запустить здесь нашу услугу «Ведение учетных дел граждан, состоящих на жилищном учете и учете нуждающихся в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ». Очередники города и москвичи, признанные нуждающимися в содействии, скоро смогут создавать заявления и передавать их вместе с электронными образами документов в департамент, не выходя из дома.

Результат не только виртуальный

– Что такое «электронные образы документов»?

– Речь идет об отсканированных или сфотографированных документах, «прикрепленных» к заявлению, то есть вложенных как обычные файлы в электронное письмо. Формат таких файлов стандартный, tif или jpg, «вес» до 1 мегабайта каждый. Если заявление оформлено правильно и прошло через портал государственных услуг, специалисты департамента его зарегистрируют, обработают. И в установленном порядке будет принято решение о внесении, отказе во внесении изменений в учетное дело или об отказе в предоставлении государственной услуги.


– Это и есть результат госуслуги, который будет предоставлен в электронной форме?

– Я вас поправлю: мы примем заявления и документы в электронной форме, но предоставление заявителю соответствующего решения в форме электронного документа департамента еще впереди. Для этого в полном объеме должен заработать механизм электронной подписи, решены некоторые другие технические задачи. И это – следующий этап перехода к предоставлению государственных услуг в электронной форме, который обязательно будет реализован.

Постепенно, с принятием административных регламентов предоставления государственных услуг и внедрением информационных инструментов, все граждане, желающие получить услугу путем электронного взаимодействия с органами исполнительной власти, смогут это сделать.


– Чем меньше посредников, тем будет, пожалуй, надежнее.

– Хочу сказать, что и выбор форм обращения заявителей, и обеспечение прозрачности и открытости работы органов власти, все это неотъемлемые составляющие более крупной задачи – устранения предпосылок для проявления коррупции. Задача эта поставлена Концепцией административной реформы в Российской Федерации (распоряжение правительства РФ от 25.10.2005 № 1789-р).

Координирует это новое направление в городе – от разработки административных регламентов до перевода госуслуг в электронный вид – Комитет государственных услуг города Москвы. А контролирует точность и качество предоставления государственных услуг Контрольный комитет города Москвы.


– Спасибо за интересную информацию.

Мы не будем ставить точку в обсуждении этой темы. И обязательно продолжим разговор в одном из последующих выпусков газеты.

Рубрика: Новости Москва

RSSКомментарии (0)

Trackback URL

Оставить комментарий