Ваш прозрачный намек поняли

Прочитал в 14-м номере «КР» от 12.04.2012 статью «Биться за каждый пункт договора» с разъяснениями для управляющих организаций о том, на что следует обратить внимание при подписании с МОЭК договоров теплоснабжения.

Вспомнил о ней, когда недавно вместе с председателями, недовольными навязываемыми им условиями этого документа, был приглашен в управу района Ново-Переделкино на встречу с представителями МОЭК для выяснения причин неподписания этих самых договоров. Многие председатели в своих аргументах следовали мыслям из той статьи.


Недовольных просим в суд
Встреча в управе закончилась не слишком прозрачным намеком на необходимость все-таки заключить договор. Представители Московской объединенной энергетической компании пообещали не подписывать «отказникам» акты допуска домов к зимней эксплуатации. В свою очередь мы обвинили их в превышении полномочий. Тепловикам, видимо, дана установка не уступать ни единой буквы в договоре.

Договор теплоснабжения ОАО «МОЭК» в версии 2012 года – чтиво не для слабонервных. Чего стоит, к примеру, пункт 9.4: «Все споры и разногласия, связанные с заключением, исполнением, нарушением, расторжением, прекращением и действительностью настоящего договора, подлежат рассмотрению в Арбитражном суде города Москвы». Вот оно как! Если у вас появится малейшее возражение еще на стадии изучения договора, то извольте пожаловать в суд.

Правда, прежде посмотрите Правила, обязательные при заключении управляющими организациями, ТСЖ, ЖК или иным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями (Правила утверждены постановлением правительства РФ № 124 от 14.02.2012). Пункт 4 этого документа определяет, что такой договор заключается при наличии в уставе организации обязанности по предоставлению коммунальных услуг. Кроме того, пункт 12 Правил освобождает управляющие организации от заключения договора, если такой договор уже есть или заключен с иной организацией.


Как нас теперь называть?
Раньше нас, ЖК и ЖСК, называли «абонент», потом «исполнитель», а сейчас – «потребитель». В принципе, если следовать Жилищному и Гражданскому кодексам, и ТСЖ, и ЖК, и ЖСК – это «добровольное объединение граждан», причем объединение потребительское. Поэтому трудно себе представить, что потребители добровольно объединились для того, чтобы оказывать самим себе коммунальные услуги.

Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД) для большинства упомянутых выше организаций основным видом их деятельности является «управление эксплуатацией жилого фонда». В этом случае кооператив или товарищество заказывает услуги для своих граждан путем заключения соответствующих договоров, следит за их исполнением и оплачивает эти услуги. «КР» опубликовал немало статей, посвященных этой теме, поэтому нет необходимости развивать ее дальше. Жителям все равно, как их называют в договоре, лишь бы плата за коммунальные услуги была меньше. Важной при определении размера платы является процедура снятия показаний общедомового узла учета. А кто и как снимает эти показания?

Смотрим договор, раздел 3 «Учет горячей воды», пункт 3.3: «Снятие показаний узла (прибора) учета производиться ежемесячно по состоянию на 00:00 часов первого числа месяца, следующего за расчетным, при этом:

– показания узла (прибора) учета, находящегося в ведении Потребителя, снимаются Потребителем самостоятельно и представляются в Теплоснабжающую организацию не позднее второго рабочего дня месяца, следующего за расчетным;

– показания узла (прибора) учета, установленного в строении Потребителя и принадлежащего Теплоснабжающей организации, снимаются Теплоснабжающей организацией совместно с уполномоченным представителем Потребителя не позднее второго числа месяца, следующего за расчетным. По результатам снятия показаний оформляется справка и отчетная ведомость».

Такая процедура снятия показаний ставит стороны в неравные положения. Исходя из принципа формирования счетчиком архивных данных и графика работы филиала «Горэнергосбыт», потребителю отводится срок в пределах 18 часов – с 8.00 до 17.00 первого числа месяца и в эти же часы – второго числа месяца. В тоже время сама теплоснабжающая организация может снять показания в любой день до конца второго числа месяца. Чем она сейчас и пользуется, например, снимает 25-го числа. Остальные дни рассчитывает ее оператор.

Очевидно, что достоверность таких данных можно поставить под сомнение. Диктат тепловиков вдобавок обеспечен пунктом 6.6.1, второй абзац которого гласит: «В случае отказа представителя Потребителя от подписания справки о потребленной горячей воде, представитель Теплоснабжающей организации на месте подписи представителя производит запись: «От подписания отказался», ставит свою подпись. Справка применяется для проведения расчетов по договору».

Тем самым неясности с первоначальными показаниями счетчиков легализованы уже в договоре. Я, к примеру, ни разу не был уведомлен о процедуре снятия показаний теплосчетчика, поэтому делаю это сам!

Допустим, титаническими усилиями жители добились честных показаний узла учета за расчетный месяц. Но тут возникает вопрос: как определить стоимость горячей воды по показаниям общедомового счетчика?


Занимательная арифметика
Свои доводы по расчетам стоимости горячей воды моэковцы основывают на постановлении правительства Москвы № 571-ПП от 29.11.2012. И тут начинаются фокусы, которые трудно объяснить с помощью законов физики.

Вопреки требованиям п. 17 Правил заключения договоров (постановление правительства РФ № 124 от 14.02.2012) в договоре отсутствует порядок определения стоимости горячей воды, как, впрочем, и порядок определения ее объемов. А ведь это весьма существенно! Я несколько раз вдоль и поперек прочитал раздел 6 «Расчет стоимости» договора, но так и не обнаружил в нем никакого алгоритма ее определения. При этом сама МОЭК использует довольно простой принцип – объем потребленной горячей воды определяется как разность показаний на подающем и циркуляционном трубопроводах. Иными словами, на входе в дом и на выходе из него.

Затем этот объем умножается на тариф, утвержденный постановлением столичного правительства № 571-ПП. Вроде бы все правильно, но почему тогда этот способ не находит отражения в договоре? Дело в том, что общедомовый узел учета и так фиксирует все параметры, необходимые для расчета стоимости потребленной жителями горячей воды. Только вот тепловикам эти параметра не выгодны!

В качестве примера использую реальные показатели для 128-квартирного дома серии П-44 за апрель 2012 года, снятые по состоянию на 00.00 часов 1 мая лично председателем без посредников и помощников.

Объем потребленной горячей воды – 957,55 кубометра. По методу МОЭК при тарифе в 105,45 руб. за кубометр ее стоимость составит 100 973,65 руб. (957,55 х 105,45).

Теперь посчитаем более точно. Согласно Руководству по эксплуатации общедомового узла (тепловычислитель ВКТ-7), объему горячей воды 957,55 куба соответствует масса потребленной горячей воды 926,11 тонны и количество израсходованного тепла для подогрева – 42,13 Гкал. Тариф на холодную воду составляет 23,31 руб./кубометр, а на тепловую энергию 1325,7 руб./ Гкал. Стоимость потребленной горячей воды составит 83 439,36 руб. (926,11 х 23,31 + 42,13 х 1325,7).

Вот и сравните 100 973 руб. по методу МОЭК и 83 439 руб. по точному, а, значит, справедливому методу! И это при работающем узле учета.


Почувствуйте разницу
Не лишним кажется и такой вопрос: что будет, если общедомовой счетчик вышел из строя?

Тут тепловики проявили тактичность и несколько раз указали в договоре: при отсутствии узла учета или выходе его из строя, объем потребленной горячей воды определяется для многоквартирных жилых домов – по среднесуточным значениям потребления в течение первого месяца неработоспособности прибора учета, определенным за шесть месяцев, предшествующих выходу из строя. Далее – по нормативу потребления. Казалось бы, логично и понятно. Но при ближайшем рассмотрении эта логика не совсем четко связана с пунктом 2.2 и соответствующими ему приложениями 2 и 2.1 договора.

Согласно пункту 2.2 «Количество (договорные величины) подаваемой по настоящему договору Теплоснабжающей организацией Потребителю (с учетом Субабонентов) горячей воды и/или тепловой энергии для подогрева холодной воды для нужд горячего водоснабжения (ГВС) в календарном году с разбивкой по месяцам установлено в приложении № 2, 2.1 по каждой точке поставки».

А теперь посмотрите, что указано в ваших приложениях № 2 и № 2.1. В моих экземплярах приложений это «Договорные величины потребления тепловой энергии» и «Договорные величины потребления горячей воды». Так вот просто подаваемые ресурсы превратились в потребляемые. Думаете, разница небольшая? Отнюдь.

В дом подается в несколько раз больше воды, чем потребляется даже по нормативу. Пример из указанного выше апрельского отчета узла учета: в точку поставки подана горячая вода объемом 6569,98 кубометров, при этом жители израсходовали всего 957,55 кубометра. Это составляет лишь 14,6% от величины поставки.

Теперь посчитаем по нормативу. 293 человека за месяц должны будут оплатить объем 1390 кубометров (293 х 4,745). Это составит 20% от реально поставленного объема. При этом по договору в апреле МОЭК якобы обязуется поставить 4028 кубов горячей воды, а поставил почти 6570. Нарушение договорных обязательств, да и только! Но попробуйте объяснить в суде, что имеется в виду в договоре – «поставка» или «потребление».


Вместо послесловия
Впрочем, прежде чем отправляться в суд, следует заготовить доказательства. К примеру, нужно доказать, что Потребитель, состоящий из «добровольно объединившихся граждан» (а среди них есть пенсионеры, инвалиды и т. п.), выполнил свое обязательство «поддерживать на границе балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон, значения показателей качества горячей воды в соответствии с Правилами технической эксплуатации тепловых установок» (п. 5.1.7 договора). Однако, каким образом Потребитель будет поддерживать, например, температуру горячей воды и при этом «соблюдать установленный настоящим договором режим теплопотребления» (п. 5.1.6 договора), непонятно.

…Решайте сами, нужен ли вам договор, в котором отсутствуют или завуалированы существенные условия? Если вы, председатели правлений ЖСК и ТСЖ, подпишете его в варианте «как есть», то «безумству храбрых поем мы песню». Если же вы еще пытаетесь сопротивляться, не подписывая договор, то либо отправляйтесь в Арбитражный суд (туда вас любезно приглашает п. 9.4 договора), либо попытайтесь наставить руководство ОАО «МОЭК» на путь истинный путем переговоров, убеждений и выступлений в СМИ.

Рубрика: Новости Москва

RSSКомментарии (0)

Trackback URL

Оставить комментарий