Введение единого налога на недвижимость имеет свои плюсы и минусы

Последнее время в России обсуждается тема введения единого налога на недвижимость, который заменит собой налог на имущество физических лиц и земельный налог. Срок его введения переносили уже не раз, поскольку необходимо просчитать все экономические последствия — буквально с точностью до каждого земельного участка, до каждого объекта капитального строительства. На такую работу потребуется не менее года. За этот период представители и власти, и бизнеса, и общественных организаций должны провести анализ всех возможных последствий. И именно на основе сделанных выводов нужно устанавливать налогооблагаемую базу, ставки налога, налоговые вычеты. Только при наличии всей этой информации можно принимать решение о проведении реформы.

Чтобы успеть до 1 января 2013 года провести все необходимые подготовительные мероприятия, работать придется по очень плотному графику. Более объективно было бы говорить о 1 января 2014 года. В любом случае решение о введении или не введении налога будет приниматься на уровне регионов. Если там есть вся законодательная база, подготовлена информационная основа, а главное, готово общество, то налог можно вводить.

Цель налоговой реформы в данном случае заключается в том, чтобы возникала мотивация формировать полный и достоверный кадастр недвижимости. По данным официальной статистики, в земельном кадастре сегодня значится около 50 млн земельных участков. По прогнозам, в кадастр по капстроительству будет включено 83 млн объектов во всей стране. Эти цифры существенно занижены. В России гораздо больше объектов капстроительства, но не все они поставлены на кадастровый учет. Есть официально не зарегистрированные целые коттеджные поселки. Существует множество объектов, построенных без разрешений.

Вторая цель — стимулировать формирование представления о недвижимости как о едином объекте. Сегодня такого понятия не существует. Есть от дельный земельный участок и отдельный объект капстроительства. Причем часто значатся они в различных информационных базах. Налог на недвижимость мотивирует создание единого кадастра недвижимости. Если государство знает, какими активами обладает, то может грамотно ими распорядиться.

С учетом событий, которые произошли в налоговой политике сегодня, оптимальная ставка этого налога должна быть установлена на таком уровне, чтобы не приводить к увеличению нагрузки на бизнес и граждан. И эта позиция должна сохраняться в среднесрочной перспективе, потому что дополнительных сборов сегодня ни бизнес, ни граждане не выдержат, особенно с учетом регулярного роста коммунальных платежей, тарифов буквально на все.

Пока же я не вижу предпосылок, что для обычного гражданина нагрузка вырастет. Наоборот, она может снизиться, поскольку налог на недвижимость позиционируется прежде всего как налог на богатство. Доказательством тому может служить система вычетов. Обсуждается следующий вариант: налогом не будет облагаться жилплощадь до 50 квадратных метров. По статистике, в России 83% граждан проживают в таких квартирах. То есть это как раз тот метраж, который попадает под вычет. Если же у тебя квартира не 50, а 100 кв. м, налог нужно будет платить только за "лишние" 50.

Есть также много инвестиционных квартир, в которых никто не живет. За такую жилплощадь придется платить по полной программе.

Наверное, любой из нас задавался вопросом: куда идут наши налоги, на какие цели? Аналогичный вопрос наверняка возникнет у большинства и при внедрении единого налога на недвижимость. Получается, я заработал деньги, заплатил все налоги, в том числе НДФЛ, НДС, купил участок, построил на свои же деньги дом и опять должен за него платить какой-то налог, который непонятно куда идет. Принцип единой кассы, который сегодня есть в налоговой системе, для налогоплательщиков, по сути, "черный ящик". Поэтому перед правительством и местными органами стоит важная задача — увязать налоговые платежи за недвижимость с теми целями, на которые они, очевидно, должны идти. И тогда каждому станет понятно, что муниципальное образование как управляющая компания эффективно распоряжается средствами налогоплательщиков. Гражданин видит результаты, и у него не возникает чувство, что его обманули. Он понимает, что его платежи — тысяча или две тысячи рублей в год — идут на ремонт дорог, на школы, на детские сады, на благоустройство дворов, на детские площадки. Только при таком развитии событий появляется ощущение справедливости налога на недвижимость. В противном случае реформа превратится просто в профанацию.

Сейчас законодатели предусмотрели целый набор механизмов, которые позволяют налогоплательщику корректировать свою налоговую базу простыми и доступными способами. Так, появится несколько площадок, на которых голос гражданина будет услышан. Планируется, что при отделениях Росреестра создадут специальные комиссии, в которые налогоплательщик сможет обратиться, чтобы во внесудебном порядке оспорить величину кадастровой стоимости недвижимости, из расчета которой и будет начисляться налог. Оспорить и исправить величину налогоплательщик может в течение шести месяцев после ее обнародования.

Рубрика: Новости Москва

RSSКомментарии (0)

Trackback URL

Оставить комментарий