Задача со многими неизвестными: что же будет с рынком коммерческой недвижимости?

Насколько бы Вы не чувствовали себя профи в сфере недвижимости, считают эксперты портала CRE, без тесного сотрудничества с риелторами и девелоперами не обойтись, когда речь заходит о поиске коммерческой недвижимости.

Когда только начинаются разговоры о поиске лучшего места для шоу-рума, склада, офиса или очередного нового магазина, данный критерий – более чем относителен. В этом неоднократно могли убедиться те, кто хоть раз занимался поиском наилучшего варианта коммерческой недвижимости.

Торговый комплекс или бизнес центр могут рассматриваться как отличные варианты только в том случае, если вовремя подключить к делу профессионалов. Оптимальным вариантом решения данной задачи является заключение договора с риэлтерской фирмой или вхождение в долю с девелоперской компанией.


Стабильная неизменность.
В настоящее время на рынке коммерческой недвижимости и девелоперских услуг наблюдается устойчивое повышение темпов роста, пусть и относительно невысокого. И подобное объясняется не только очередной волной подкравшегося кризиса.

Что касается ситуации в России, первый квартал нынешнего года рынка коммерческой недвижимости можно охарактеризовать инертным: слишком малый процент сделок в области покупки/аренды помещений пришелся на этот период.

По мнению Михаила Геца (управляющий директор “Praedium Oncor International”), в этом году вне зависимости от макроэкономических факторов продолжится умеренный рост на рынке коммерческой недвижимости. К тому же от бюджетных вкладов в развитие инфраструктуры, выделения земельных участков и регулирования инвестконтрактов также многое будет зависеть.


Продвинутая клиентура.
Аналогичная ситуация наблюдается и на рынке риелторских услуг. В ближайшее время данные агентства могут лишь мечтать о расширении клиентуры, а все из-за событий недавних лет, в ходе которых часть агентств выбыла из игры, а другие же занялись более крупными игроками. На рынке каждый год появляются крупные компании, обещающие долгосрочные контракты и существенную прибыль.

Что касается малого и среднего бизнеса, ситуация здесь намного плачевнее, поскольку им проще вложиться в более надежные объекты, чем в те, которых даже опасаются крупные бизнесмены. В подобных условиях часть риелтеров все больше склоняется к рынку жилой недвижимости, как к перспективному сегменту рынка.

Те же, кто остается верен своим принципам до конца, учится приспосабливаться к новым условиям, что порой весьма сложно: уровень владения клиента ситуацией аналогичен знаниям специалистов. Если отталкиваться от слов Геца, за последние 2 года тактика поведения клиентов существенно видоизменилась.

В докризисные времена клиенты соглашались почти на любое торговое помещение и предполагали ежегодный рост квадратного метра на 20%. Сейчас же покупают только те помещения, которые будут обеспечивать их постоянным денежным потоком.

Претерпела видоизменения и структура спроса. Сейчас наибольшей востребованностью пользуются те объекты в торговых центрах, которые имеют удачное расположение. Но и это еще не все. В настоящее время в зависимости от сферы деятельности идет четкое разделение арендаторов: магазины одежды, бутики, салоны красоты размещаются в торговых центрах, в то время как банки и общепит свои новые точки размещают на первых этажах.


А что же дальше?
Хотя произошедшие изменения и рисуют унылую картинку рынка коммерческой недвижимости, на самом деле ситуация иная. Хотя бы потому, что проведение аналогий с прежними временами нецелесообразно: раньше почти все ключевые показатели были на максимальной отметке роста.

До наступления злополучного кризиса на рынке коммерческой недвижимости наблюдался ажиотаж. Даже непрофессионал мог заработать на росте ставок в ключевых сегментах. После кризиса любителей легкой наживы почти не осталось. С точки зрения Шарля Будэ (управляющий дир-р “Jones Lang LaSalle, Russia & CIS”), на рынке после кризиса остались лишь профессионалы, четко знающие механизмы рынка, а одиночки-однодневки ушли вместе с кризисом. Рост сделок на рынке коммерческой недвижимости сейчас намного сдержанней, чем это было в докризисное время, и, скорее, точечный.

Хотя Свен Осмерс – ведущая личность на рынке недвижимости в России и СНГ – считает, что спрос держится во всех отраслях коммерческой недвижимости. С его точки зрения о стабилизации рынка можно будет говорить только тогда, когда будет разработана собственная концепция, учитывающая многие факторы, но никак не бездумное копирование успешных когда-то идей.

Шарль Будэ выделяет 3 самых перспективных сегмента рынка для инвестиций: высококачественные офисы; региональные торговые центры, стремительно развивающиеся в последнее время как в крупных городах, так и в малых; складская недвижимость в Московской области.

Московская область выбрана не случайно: по сравнению с Европой индустриальные и складские помещения почти отсутствуют в регионе, следовательно, о насыщении рынка говорить не приходится. Так, например, в Париже на жителя приходить 4,6 кв.м. складских помещений, в то время как в России – всего 0,7 кв.м.

На рынок недвижимости прямое влияние оказывают не только динамика фондовых рынков и экономическая ситуация, включая состояние банковской сферы и курсы валют, но и иные факторы. Одним из них выступает контроль деятельности застройщиков и регулирование в предоставлении земельных участков.

Также не стоит забывать об иностранном капитале в виде инвестиций, слишком чутко реагирующем на любые макроэкономические изменения. Если просуммировать все эти факторы, становится очевидным бесполезность разговоров о тенденциях на рынке коммерческой недвижимости, для которого сейчас наиболее характерны клиентоориентированность и конкуренция.

Рынок коммерческой недвижимости можно начать обсуждать лишь тогда, когда будут известны достоверные данные по объемам инвестиций, да и экономическая ситуация примет хоть какой-то иной облик.

Рубрика: Новости Подмосковья

RSSКомментарии (0)

Trackback URL

Оставить комментарий